Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2010

Ивар Максутов
Во всех ли культурах есть понятие «милосердие»? Как понимают его разные культуры?

Прежде всего, стоит определиться с терминологией. Само понятие «милосердие» использовать как универсальное не очень корректно. Все-таки оно характерно для христианства, и конкретнее — для Православия. Оттенки смысла, которые мы вкладываем в слово «милосердие», связаны в первую очередь с греческим языком и теми философскими контекстами, которые идут из античности. В православной культуре «милость» по своему значению близится к понятию «лекарство». Европейские же языки заимствуют смыслы у латыни, где под «милостью» понимается главным образом прощение как возмещение неполноты.

Пытаясь сравнивать отношение к милосердию в разных традициях, мы сталкиваемся с проблемой перевода этого понятия на язык другой культуры — но далеко не всегда это возможно. Милосердие основано на идее Образа Божьего в человеке. Когда мы переходим к другим религиозным традициям, оно теряет этот крайне важный принцип, а потому и сравнение становится очень затруднительным. Милосердие как категория выражено с большей полнотой именно в восточном христианстве, и потому не случайно, что молитвословие «Господи, помилуй!» в католическом богослужении поется на греческом языке, в то время как в латыни просто не было соответствующего слова, способного выразить эту идею.

Более конкретным и универсальным для разговора о других культурах является понятие «благотворительность». Есть нечто общее в разных культурах, на чем зиждется современная идея благотворительности. Это так называемое «золотое правило». В самом общем виде оно звучит следующим образом: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». И хотя такое «золотое правило» выглядит на первый взгляд достаточно универсально, его применение зачастую отличаетсяот правила весьма существенно.

Мы знаем примеры, когда какая-то культурная среда или религиозная традиция ограничивает круг людей, на которых может распространяться благотворительность. Ими могут быть только члены этой организации, например, или какой-то этнической группы. И в таком случае благотворительность вне круга «избранных» может быть истолкована как нечто негативное. Более того, эта «благотворительность» может распространяться и на иных представителей животного мира, а также растений или природу как таковую, что мы видим в среде защитников окружающей среды.

На протяжении веков религиозные традиции и культуры вырабатывали собственные практики «формализованного милосердия», то есть ограниченного некими правилами, представлениями о том, когда и как надо совершать дела милосердия. Таких примеров известно довольно много. Это и церковный налог в раннем русском Православии, правила жертвования есть в исламской культуре и в различных традициях индуизма.

Если мы говорим о христианстве, то в делах милосердия первична идея о том, что каждый человек воплощает в себе Образ Божий. И именно это должно являться определяющим в отношении к другому. То есть христианин призван видеть в другом не его нынешнее, ветхое состояние, или, скажем, страсти, в которые он погружен, но в первую очередь  — Образ Божий, который есть в каждом человеке.



Фото Михаила Масленникова


Другие статьи автора: Максутов Ивар

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба