Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2010

ПЕТРОВСКИЙ Игорь
Митрополит Волоколамский ИЛАРИОН: Главным является то паломничество, которое происходит в сердце

Что чувствует человек, оказавшийся перед Туринской плащаницей? Почему ее называют пятым Евангелием? Что Церковь говорит о подлинности святыни? Об этом мы поговорили с митрополитом Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который в составе делегации Русской Православной Церкви поклонился в этом году Туринской плащанице.

— Владыка, что Вы почувствовали, когда впервые приехали поклониться великой святыне?
— Впервые я увидел Туринскую плащаницу, когда десять лет назад сопровождал митрополита Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха, в его паломничестве по Италии. Митрополит Кирилл совершил тогда вечерню перед Плащаницей, и я участвовал в этом богослужении. Было совершенно отчетливое ощущение не просто подлинности того изображения, которое мы видим, но и реального соприкосновения с тем Человеком, Который изображен на Плащанице и Который несомненно есть Господь Иисус Христос. Когда стоишь перед этой святыней, сами собой вспоминаются события Страстной седмицы, в голове и в сердце возникают образы, связанные со страданиями Спасителя, всплывают отрывки из литургических текстов, посвященных этим событиям.

— О подлинности Плащаницы постоянно идут дискуссии. Какова в этом вопросе официальная позиция Русской Православной Церкви?
— Мне кажется, официальной позиции не существует даже у Католической Церкви. Конечно, верующие православные христиане подлинность плащаницы под сомнение не ставят. Неслучайно в Москве, в Сретенском монастыре, есть часовня, где хранится точная ее копия, и многие православные христиане приходят и прикладываются к ней.
Я думаю, что данные, полученные при радиоуглеродном анализе Плащаницы, не могут сейчас восприниматься как адекватный научный результат и быть основанием для сомнений в подлинности полотна. Надо учитывать все те факторы, которые радикальным образом могут изменить датировку Плащаницы — например, температурное воздействие, которому она некогда подверглась во время пожара. Кроме того, изображение лика и тела, которые мы можем видеть на ней, появилось без помощи красок, что ни в Средние века, ни в более раннюю эпоху было невозможно. Ведь соответствующие технологии фиксации изображений появились только сейчас, тогда их не было.
Я не буду перечислять всех доказательств подлинности Плащаницы. Ее надо просто видеть. Когда ты молишься перед ней, то всякие сомнения в ее подлинности исчезают — это лик Спасителя… его невозможно было измыслить человеческим разумом или написать человеческой рукой. Мы знаем и видим иконы Господа, которые написаны людьми. Они в чем-то очень подобны лику на Плащанице, но в нем, этом лике на древнем полотне, есть что-то совершенно особенное.



— Неслучайно ведь Плащаницу нередко называют пятым Евангелием...
— Все же «пятое Евангелие» — это метафора. Евангелие есть Евангелие. Но мы же знаем, что существует так называемое «Евангелие в красках» — икона. Любая икона является произведением художника или группы художников. При всей своей каноничности, она всегда несет некий отпечаток авторского видения. Плащаница же — это нерукотворный лик. Есть предположение, что «Нерукотворный образ», который хранился в Константинополе и в Эдессе и затем таинственным образом исчез, — это и есть Туринская плащаница, только сложенная в восемь раз. Даже если это не один и тот же образ — это образ идентичный. Более того, в ранней Церкви, в живописи катакомб, в мозаиках Равенны, было очень распространено изображение Христа в виде безбородого юноши. В нашей традиции такое изображение сохранилось в виде иконы Спаса Эммануила. А вот лик Спасителя как уже зрелого человека с бородой и длинными волосами возникает и получает распространение в V–VI веках — как раз в то время, когда был обретен «Нерукотворный образ» Христа. И, по всей видимости, именно от этого «Нерукотворного образа» Спасителя и пошел иконографический лик Христа, который мы сегодня видим на наших иконах.

— Владыка, Плащаница находится в католическом соборе Турина. А нормально ли то, что православные приходят поклониться святыням, хранящимся в католических храмах?
— Конечно, ведь такие святыни являются общехристианскими. Святой Амвросий Медиоланский, святой Аполлинарий Равеннский, у мощей которых мы совершали Литургии во время паломничества, — это святые древней неразделенной Церкви, а потому почитаются всеми Православными Церквями. И, конечно, апостол Петр, на гробнице которого мы смогли помолиться в своей поездке, является апостолом для всех христиан.
Эти святыни — общие для всех верующих, и очень хорошо, что сейчас православные христиане посещают их, поклоняются мощам этих угодников Божиих. В каком-то смысле некоторые из этих святынь напоминают нам о времени, когда христиане Востока и Запада еще не были разделены. Я испытал это и на себе лично — когда мы посещали Равенну и молились в равеннских храмах, где чувствуется особая атмосфера древней Церкви, запечатленная в старинных мозаиках…

— В Италию приезжает много российских туристов, это уже стало привычным. Но в этом году сюда приехали тысячи паломников. Где та грань, которая отделяет туризм от паломничества?
— Туризм, прежде всего, сводится к активному отдыху или осмотру достопримечательностей. Паломничество связано с посещением святынь. Стало быть, разница между паломничеством и туризмом заключена в целеполагании. Цель паломничества — это всегда соприкосновение с горним миром через пребывание в святых и памятных для православных христиан местах, поклонение святыням и мощам святых. Надо всегда помнить слова святителя Григория Нисского о том, что главным является то паломничество, которое происходит в твоем сердце.



Турин, Италия


Другие статьи автора: Петровский Игорь

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021ф№10, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба