Журнальный клуб Интелрос » Гендерные исследования » №24, 2020
«Материалистический поворот» в постсовременной философии раскалывается надвое: с одной стороны, это «новый материализм» с его «возвращением к материи», который можно охарактеризовать как новый этап феминистской теоретической мысли, эвристически движущейся от дихотомий мужского/женского и частного/публичного к фундаментальной (мета)физике, с другой – спекулятивный реализм, включающий в себя четырех философов, объявивших войну корреляционистской парадигме: парадигме, согласно которой мы имеем доступ к всегда-уже-корреляции бытия и мышления, но никогда к бытию как таковому. Новый материализм генеалогически восходит к философии Донны Харауэй, акторно-сетевой теории, феминистским и анархо-эпистемологиям ХХ века, пост- и деколониальным исследованиям, а также к феминистской философии науки и техники. Одна из главных его проблематик – это проблематика дуальной онтологии и эпистемологии, бесперебойно функционирующих со времен Платона и Аристотеля и обострившихся внутри «великого картезианского разрыва»: подразумевается, что любая дуальная композиция несет на себе отпечаток гендерной бинарности, в том числе – само понятие материи, противостоящей духу, витальности, жизни и чему бы то ни было еще, материи, лишенной собственной активности и природы действия. Спекулятивный реализм, в свою очередь, в духе «школьной» традиции пытается обосновать независимость материального мира от нашего существования и мышления об этом мире.