Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2013

Аннотации

Джон Брук. Наследие Роберта Бойля вчера и сегодня

Статья посвящена демонстрации того, как жизнь Роберта Бойля в естественной философии сочеталась с его сильным христианским теизмом. Автор показывает, как один из основателей экспериментальной науки теологически интерпретировал научно-исследовательскую установку, стараясь очистить науку от подозрений со стороны религии и в то же время дать религиозный ответ атеизму, используя естественную теологию. Автор считает, что Бойль завещал нам видение мира, противоположное современным стереотипам, в котором есть место как для эмпирической науки, так и для религиозной веры, место для механистической вселенной и для веры в провидение.

Ключевые слова: натурфилософия, законы природы, экспериментальная наука, наука и религия, естественная теология, теизм, атеизм.

Маргарет Ослер. Религия и меняющаяся историография научной революции

Статья посвящена истории складывания традиционного представления о генезисе и характере научной революции. Пользуясь трудами историков науки, начиная с О. Конта и заканчивая Р. Вестфоллом, автор предполагает, что их отношение к месту религии в научной революции находились в прямой зависимости от их «позитивистских» убеждений. Утверждая значимость изменений, произошедших в историографии науки в 1970-е годы, автор говорит о складывании «новой» историографии науки, переосмысливающей такие базовые категории истории науки как «научная революция», а также место и значение религии в процессе складывания европейского естествознания.

Ключевые слова: история науки, историография, Научная революция, позитивизм, наука и религия.

Джон Генри. Включение оккультных традиций в натурфилософию раннего Нового времени: новый подход к проблеме упадка магии

В статье рассматриваются различные направления использования оккультных учений и прежде всего магической традиции в процессе возникнове- ния новоевропейской науки. Автор полемизирует с распространенным мнением, согласно которому современная наука возникла как ясная антитеза донаучным формам исследования и знания, со своей стороны утверждая и демонстрируя на конкретных примерах, как одни элементы оккультных традиций (прежде всего естественной магии) были инкорпорированы в новую натурфилософию, пришедшую на смену старой аристотелевской, тогда как другие элементы (например, демонология) были отброшены; позднейшее представление о том, что только эти последние и были магией, исторически неверно.

Ключевые слова: натурфилософия, естественное и сверхъестественное, магия, алхимия, демонология, математика, герметизм, аристотелизм.

Виктор Визгин. Герметическая традиция и научная революция: к новой интерпретации тезиса Фрэнсис А. Йейтс

В статье обсуждается тезис Ф. Йейтс о «герметическом ключе» к объяснению научной революции XVII века. Автор раскрывает отношение к этому тезису историков различных научных дисциплин и показывает зависимость этого отношения от того, к какой исторической субдисциплине они принадлежат — истории науки или истории культуры. Кроме того, в статье показывается роль метаисторической ориентации историка в этой оценке. Заключая статью, автор корректирует указанный тезис, обращая внимание на позитивную роль христианской традиции в генезисе научной революции.

Ключевые слова: Ф. Йейтс, Научная революция, герметическая традиция, наука и религия, история науки.

Аллисон Кудер. Смех над легковерием и предрассудками в «длинном восемнадцатом столетии»

Раннее Новое время было периодом кардинальных перемен в культуре и мировоззрении европейцев. Оно стало временем разоблачения тех основ картины мира, которые ранее определяли самосознание и поведение на протяжении примерно двух тысяч лет. Разоблачение старых истин выражалось в срывании масок, высмеивании и пародировании массовых заблуждений, иллюзий и суеверий. Развитие наук и географические открытия перевернули все устоявшиеся классификации, и религиозные доктрины стали одним из главных объектов безжалостной сатиры. Этот смех был инструментом создания новых идентичностей европейцев. Автор основывается на многочисленных источниках юмора и сатиры, в основном на британском материале.

Ключевые слова: Восемнадцатый век, юмор, сатира, пародия, Научная революция, Великие географические открытия, десакрализация мира.

Владислав Раздъяконов. Концепт «история вигов» в новой историографии Научной революции

Статья посвящена проблеме использования концепта «история вигов» в «новой» историографии Научной революции. Автор показывает, что ис- пользование концепта «история вигов» в рамках «новой» историографии имеет инструментальный характер и направлено на развенчание «презен- тистской» и «прогрессистской» установок «старой» историографии. Заключая статью, автор указывает на невозможность отказа от классических на- учных категорий в исследованиях по истории науки.

Ключевые слова: история вигов, презентизм, Научная революция, наука и религия, история науки.

Роберт Бойль. Размышления об одной теологической дистинкции, сообразно которой говорится, что некоторые догматы веры превыше разума, но не противоразумны (с предисловием А. Апполонова)

Это перевод на русский язык одной из работ Роберта Бойля, посвященной проблеме веры и разума. Согласно Бойлю, некоторые истины христианской религии превышают познавательные возможности человеческого разума. К этим истинам относятся те, которые разум, предоставленный самому себе, никогда бы не обнаружил, и, вероятно, не смог бы даже измыслить. Это значит, что человеческий разум нуждается в помощи божественного откровения, чтобы постичь эти истины. Перевод предваряется небольшим предисловием переводчика, объясняющим важность текста, а также проливающим свет на тот историко-культурный контекст, в котором его следует рассматривать.

Ключевые слова: вера и разум, наука и религия, Р. Бойль.

Илья Касавин: «Мы создали что‑то вроде маленькой альтернативной истории мысли…»

Интервью с известным философом, специалистом по соотношению научных и вненаучных форм знания, касается, с одной стороны, истории изучения этой тематики в позднем СССР и в постсоветское время и, с другой стороны, основным эпистемологическим тенденциям в изучении религиозного, магического, мифологического мировоззрений в рамках философии познания. Соотношение науки и «ненауки» было непростым в Средние века и в Новое время, но и сегодня, когда наука кажется господствующим дискурсом, происходит более или менее скрытое взаимодействие между ними.

Ключевые слова: вненаучные формы знания, магия, мифология, институционализация науки, религия и Научная революция, Пол Фейерабенд.

Евгений Рашковский: «Критическая интроспекция, возникшая и продолжающая возникать в глубине христианского духовного опыта, всегда питала и питает науку…»

Наибольшую известность Е. Б. Рашковский получил благодаря своим трудам, посвященным истории культуры, сравнительному изучению цивилизаций, историографии и науковедению. В интервью автор рассказывает о собственном видении взаимодействия науки и религии, которое понимается им как отношение «конфликтной дополнительности». Автор утверждает, что христианство оказало значительное позитивное влияние на развитие естествознания в Западной Европе.

Ключевые слова: наука и религия, христианство, Научная революция, науковедение, история науки.

Вадим Рабинович: «Алхимик себя ощущал всегда в состоянии „без пяти минут вечность“…»

В. Л. Рабинович известен русскоязычному читателю благодаря своему недавно переизданному сочинению «Алхимия в средневековой культуре» (2012; первое издание — 1976). В интервью автор рассказывает о сложностях, сопровождавших первое издание его труда, раскрывает собственное понимание сущности алхимии как культурного феномена и объясняет причины, побудившие его использовать особый «литературный» стиль представления исторического материала. Особое внимание уделено отдельным биографическим подробностям, показывающим путь В. Л. Рабиновича в истории науки.

Ключевые слова: алхимия, наука и религия, науковедение, герметическая традиция.

Марианна Шахнович. Секция по изучению религий народов СССР при Музее истории религии Академии наук СССР (1934 г.)

Публикация представляет протоколы двух заседаний Секции по изучению религий народов СССР под руководством Н. М. Маторина в 1934 году. Одно было посвящено бытовому православию в Лужском крае, другое — дохристианским верованиям восточных славян. Протоколы не только демонстрируют различные аспекты исследовательской работы секции, но и свиетельствуют о создании Маториным и его ближайшими сотрудниками целостной программы по изучению религиозных практик народов СССР, осуществление которой было остановлено сталинскими репрессиями. Публикация сопровождается вступительной статьей и комментариями.

Ключевые слова: религии народов СССР, религиозные практики, быто- вое православие, дохристианские верования восточных славян, наука о ре- лигии в 1930 годы в СССР, Н. М. Маторин.

В статье операционализировано понятие религиозной идентичности посредством рассмотрения самоидентификации веры (Считаете ли вы себя верующим человеком?) и регулярности посещения церкви (Ходите ли вы в церковь и, если да, то как часто?). Сконструирована шкала религиозного пути от безверия к вере. Данные телефонного опроса представлены в мето-ологии смешенного анализа (mix research), когда статистические данные дополняются детальным анализом транскриптов и особенностей речевой коммуникации между интервьюером и респондентом. Ключевые слова: анализ стандартизированного интервью, воцерковленсть, Ивановская митрополия, индекс религиозной мобильности, индекс религиозного безразличия, люди старшего возраста, религиозная идентичсть, социология религии, телефонный опрос.

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба