Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2017
В статье проводится анализ концептуальных оснований введения и реализации в общеобразовательных школах Тамбовской области дисциплины «Основы мировых религиозных культур и светской этики». В тексте используются официальные данные, представленные епархиальным управлением и региональным управлением образования. Также приводятся результаты независимого мониторинга внедрения и опыта преподавания «Основ православной культуры» (ОПК) в школах Тамбовской области, проводившегося сотрудниками Центра религиоведческих исследований Тамбовского университета (мониторинг включал в себя целый комплекс мероприятий: анкетирование, присутствие на родительских собраниях, беседы с учителями, которым предстояло вести этот предмет, и теми, кто уже имел опыт преподавания подобных дисциплин). Автор анализирует разные позиции в отношении к преподаванию ОПК в школе, обозначает наиболее существенные проблемы в этой сфере (среди которых — подготовка преподавателей и низкая мотивация педагогов и учащихся), приводит примеры положительного опыта. Основные выводы: у детей формируются глубокие представления о религиозной культуре только в результате системного подхода, когда устанавливаются межпредметные связи, а знание, полученное на уроках ОПК, закрепляется на дополнительных занятиях, получает творческое применение; к попыткам же через религию с прерванной в советское время преемственностью говорить о традициях, культурных нормах и ценностях общество оказывается невосприимчиво. В результате мы получаем не знания о религиозной культуре, а ущербное знание о традиции и нивелирование религиозного чувства.