Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2014

Кирилл Карпов
Доктрины предопределения в cредневековой философской теологии

Kirill Karpov

Doctrines of Predestination in Medieval Philosophical Theology

Kirill Karpov — Senior Research Fellow, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). kirill.karpov@gmail.com

The paper presents the main issues associated with the problem of predestination, outlines the basic doctrines of medieval theologies on the subject. The author focuses on the multiple dimensions of the theoretical and historical analysis: main arguments in the controversy, the transformation of its formal and argumentative structure, methods of forming and presenting reasons, logical moves of opponents.

 

Сотериология — одна из основных тем латинской теологии. Особый интерес для западных мыслителей представляла проблема соотношения божественного и человеческого действий в деле спасения. Подходы к ее решению ранжируются от пелагианского утверждения, что спасение зависит от человеческих усилий и свободного решения воли, до учений мыслителей Реформации о полной зависимости людей от вечной, действующей божественной воли и, напротив, «рабстве воли» человеческой. Как кажется, источник проблемы и такое разнообразие решений кроется в сложности согласования трех изначальных посылок. Во-первых, согласно христианской доктрине, Бог един, абсолютно благ, справедлив, всемогущ и всеведущ. Во-вторых, нарушенное из за грехопадения общение человека с Богом будет восстановлено через воплощение и воскресение Христа; но, в третьих, не все люди будут спасены, а сам Бог выбирает некоторых людей для этой цели. Соответственно, встает ключевой вопрос: почему всемогущий, абсолютно благой и справедливый Бог одним дарует возможность участвовать в восстановлении общения, а другим отказывает? Если Бог не дарует некоторым эту возможность вследствие предвидения их грехов, то Он, очевидно, в своем решении принимает в расчет человеческие заслуги. Но как поступки людей могут влиять на вечного и неизменного Бога? С другой стороны, если грех не является причиной чьего то осуждения, то как божественное наказание и, следовательно, сам Бог могут быть названы справедливыми? Ситуация усугубляется тем, что Священное Писание — основной источник христианского вероучения — не дает однозначного ответа на этот вопрос. В тексте Библии можно обнаружить аргументы в пользу как одной, так и другой стороны даже у одного и того же автораф



Другие статьи автора: Карпов Кирилл

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба