Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2. 2018

Галина Зеленина
«Благословен (не) создавший меня женщиной»? Феминистский поворот в иудаизме и иудаике

Галина Зеленина
доцент Российского государственного гуманитарного университета (Москва, Россия);
стипендиат Фонда Александра фон Гумбольдта в Центре восточноевропейских
исследований при Университете Бремена (Германия).
galinazelenina@gmail.com

 

ГЕНДЕРНЫЕ реформы в современном иудаизме и развитие подкрепляющих их женских и гендерных исследований в иудаике явились результатом двух движений, возникших на второй волне феминизма в 1960–1980-х годах: в академии и в иудаизме; и там и там женщины требовали себе места, голо са, участия. Параллельно тому, как в западной науке зарождались женские, а затем гендерные исследования, начинаясь с критики академического мейнстрима, сочтенного мейлстримом (malestream), позитивистской объективности, сочтенной мужской субъективностью, и других аспектов и форм «маскулинного знания», в иудаизме, прежде всего американском, тоже начались изменения, ставшие реакцией на вызовы окружающего общества. К концу 1960-х лидеры американского иудаизма считали, что их общины достаточно инклюзивны в отношении женщин, которые получа ют больше прав и возможностей в плане образования и участия в религиозной жизни, чем их матери и бабушки. Однако еврейские феминистки, вдохновленные второй волной американского феминизма, отнюдь не считали возможным остановиться на достигнутом — или допущенном сверху1. Женщина не могла быть раввином или лидером общины; в (ультра)ортодоксальном и консервативном иудаизме — не входила в миньян; а в ряде случаев даже не считалась членом конгрегации, не допускалась к систе матическому изучению Талмуда — самой сложной, самой главной и престижной сфере религиозного образования. Помимо дискриминации в религиозном праве и практике феминистки сетовали на то, что канонические тексты иудаизма — Тора и Устная Тора или Библия и раввинистическая литература — игнорируют, маргинализируют или даже дегуманизируют и демонизируют женщин. И с 1970-х годов2 началась борьба за гендерное равенство в иудаизме разных деноминаций; она протекала на нескольких уровнях: в синагоге, в общинных организациях, в академии.

 

Galina Zelenina “Blessed Are You, Who Has (Not) Made Me a Woman”?
Feminist Turn in Judaism and Jewish Studies

Galina Zelenina 
Russian State University for the Humanities (Russia);
Research Centre for East European Studies,
University of Bremen (Germany).
galinazelenina@gmail.com

The article presents a review of the scholarship published in the last half-century that constitutes the feminist turn in Judaism and Jewish studies and analyzes the causes and the main trends of this phenomenon, in particular, the practice of combining academic research and public activism. The first part of this review examines feminist criticism of Judaism and feminist theorizing aimed at gender reform of contemporary Judaism. The second part analyzes research that recovers women’s presence in Biblical, Talmudic, and medieval Judaism. The final part describes the phenomenon of female returnees to ultra-Orthodoxy and its reception by feminist scholarship.



Другие статьи автора: Зеленина Галина

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба