Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2. 2018

Владимир Малахов, Денис Летняков
Ислам в восприятии российским обществом: сравнительно-политический аспект

В РОССИИ трудно представить себе движение, идеологическим стержнем которого была бы борьба с «исламизацией» — довольно разительный контраст со многими западноевропейскими странами, где подобные движения приобрели довольно широкий размах. Равным образом трудно представить себе российского политика, который ставил бы в центр своей программы проведение через парламент таких законов, как запрет на публичное распространение Корана. Очевидно, такой контраст обусловлен тем обстоятельством, что ислам в России, в отличие от Западной Европы, не «импортирован» мигрантами, а является вероисповеданием, с которым идентифицирует себя значительная часть коренного населения. По-видимому, с этим же обстоятельством связано и различие в реакциях на трагедию, случившуюся в январе 2015 г. в Париже в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo — массовые демонстрации в поддержку свободы слова в европейских мегаполисах vs. массовый митинг в защиту религиозных чувств мусульман в столице одного из российских регионов — г. Грозном. Можно ли отсюда заключить, что российские общественно-политические дискуссии об исламе являются полным антиподом западноевропейских? Вправе ли мы предположить, что в силу автохтонного характера российского ислама его восприятие в нашей стране принципиально отличается от его восприятия в западноевропейских странах?

 

Perception of Islam in the Russian Society: Comparative Dimension

Vladimir Malakhov 
Centre for Political Theory and Applied Political Science
of RANEPA (Moscow, Russia).
vmalachov@yandex.ru

 

Denis Letnyakov
Centre for Political Theory and Applied
Political Science of RANEPA (Moscow, Russia).
letnyakov@mail.ru

Unlike in Western Europe, there is no demand for exclusion of Muslims from the Russian “political market.” There are two reasons for this: the “autochthonous” nature of Islam in Russia and the specific features of the current political system. Due to these two factors, parties with an openly Islamophobic agenda are unlikely to emerge, and public articulation of negative attitudes toward Islam and Muslims is hampered. At the same time, Russia is experiencing tensions similar to those in Western European societies. They include conflicts on the presence of Islamic symbols in public sphere, such as wearing hijab in public schools and building new mosques in Russian regions where Muslims make a minority. In spite of the officially promoted rhetoric of “inter-faith harmony,” the Russian society is deeply polarized; the cultural and symbolic space is divided into unspoken zones of influence. In the regions where Muslims make the majority, the patterns of Islamic presence are different. As for migration from outside Russia, this has not been an issue of public debate until very recently.



Другие статьи автора: Малахов Владимир, Летняков Денис

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба