Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2. 2018

Николай Селезнев
Антииудейская полемика в «Собеседованиях» Илии, митрополита Нисивина, и везира Абу-Ḳасима ал-Магриби

В настоящей работе предлагается рассмотрение одного из аспектов, а именно антииудейской полемики, примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в., «Собеседований» Илии, митрополита Нисивина (975–1046), с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Магрибӣ (981–1027). Изложение содержания «собеседований» Илии и Абӯ-л-Ḳāсима известно в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая — в «Послании» митрополита к везиру. Различие редакций затрагивает и рассматриваемый в статье аcпект. Антииудейская полемика в «Послании» носит более личный и непосредственный характер, тогда как в «Книге собеседований» она фактически сведена к цитатам из Корана и из его толкования знаменитого а╙-╚абарӣ (839–923), приведенным, к тому же, по другому поводу. В связи с этим рассматривается вопрос о соотношении редакций «Собеседований» в целом. Перенеся логику редакции, превратившей «Послание» Илии везиру в его «Книгу собеседований», на разворачивание антииудейской полемики в «Послании» и ее сворачивание в «Книге», автор статьи приходит к выводам, что роль иудеев в межрелигиозных отношениях была одним из предметов, вызывавших интерес Абӯ-л-Ḳāсима ал-Магрибӣ, и тот факт, что наиболее яркие антииудейские пассажи из «Послания» при его обработке после смерти везира были Илией удалены, свидетельствует о том, что в ряду важных для него апологетических тем, вне связи с личным интересом Абӯ-л-Ḳāсима, антииудейская полемика не была представлена, но использовалась как тема, позволявшая сблизиться с везиром.

 

Anti-Jewish Polemics in the Disputations between Elias,
Metropolitan of Nisibis, and the Vizier Abū l-Qāsim al-Maghribī

Nikolai Seleznyov 
Institute for Oriental and Classical Studies, National Research University
“Higher School of Economics” (Moscow, Russia).
nikolai.seleznyov@hse.ru

The present article examines the anti-Jewish polemics in a remarkable Christian Arabic treatise from the eleventh century, the heyday of Arabic culture: the Book of Sessions of Elias of Nisibis (975–1046), metropolitan of the Church of the East. In this treatise, Elias presents his discussions with his Muslim interlocutor, the vizier Abū l-Qāsim al-Maghribī (981–1027). The content of the disputations is transmitted in two substantially different versions: one of them is presented in the Book of Sessions, the other, in Elias’ Epistle to the vizier. The difference between the versions affects the anti-Jewish polemics: while being more personal in Elias’ Epistle to the vizier, it is actually reduced to the quotations from the Qur’ān and the Tafsīr of al-Ṭabarī in the Book of Sessions. The motives for the editorial changes are examined. The role of the Jews in the interreligious relations was one of the subjects of interest for the vizier. However, the removal of the sharpest anti-Jewish passages from the Epistle after the death of the vizier, lets one conclude that the anti-Jewish arguments were not important for his apologetic strategies but were rather used by Elias as a means to get closer to the vizier.



Другие статьи автора: Селезнев Николай

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба