Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2013

Евгений Аринин
Религия как «аутопойетическая система» в работах Никласа Лумана
Просмотров: 837

Evgeny Arinin

Religion as an «Autopoietic System» in the Works of Niklas Luhmann

Head of Department of Philosophy
and Religious Studies,
Vladimir State University, Russia
eiarinin@mail.ru

The article deals with understanding of religion within the theory of «autopoietic systems» of Niklas Luhmann. Religion acts as a continuous, renewable «control over the border with the unknown», as «a knowledge of the mysterious». Three typological and historical forms of religion are idenitified in Luhmann’s theory: the magical-mythological tradition of early societies; a dichotomous differentiation of «Great Tradition/little tradition» in the period of great imperial civilizations; and current forms of religiosity in modern and postmodern «differentiated society»

Введение

Задочность религии, невозможность формулировки строгих научных определений ее «сущности» и «природы» были многократно отмечены исследователями. Парадоксальность фундаментальной природы веры и религиозности, в отличие от рационального знания и собственно науки, состоит в том, что «не только каждый тип веры недоступен никому, кроме его исповедующих, но и сама вера недоступна пониманию как таковая». Вместе с тем в современных отечественных СМИ и обыденном сознании нередко противопоставляют «религию» как традицию вероисповедания, к примеру, Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)—«иноверию», «сектам» (особенно «тоталитарным сектам»), «новым религиозным движениям», «деструктивным культам» и т. п.3 такого рода семантика возвращает нас к уровню массового миропонимания, зафиксированному в словаре В. даля (1882), где слово «религия» весьма кратко определялось как «вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения», тогда как слово «вера» было представлено на порядок выше развитой семантикой, включающей в себя такие значения, как «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; || верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; || совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство; || уверенность, твердая надежда, упование, ожидание; || клятва, присяга; || охота, желание, намерение, стремление; || …вероисповедание, исповедание, вера, признаваемая каким-либо народом, религия; || образ богопочитания по учению и по обрядам внешним»4. Близкие группы значений зафиксированы и в словаре русского языка XI–XVII веков



Другие статьи автора: Аринин Евгений

Архив журнала
№1, 2019г№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба