Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2013

Аннотации
Просмотров: 853

Александр Агаджанян. Религия и теория: современные тенденции

Статья представляет собой размышления над книгой ≪Современные теории религии≫ (2009), которая включает в себя критические статьи о теориях, появившихся в последние двадцать лет. Несмотря на постмодернистский скепсис в отношении теорий и на деконструкцию религии как модерного нарратива, последнее двадцатилетие было довольно богатым на разнообразные теоретические подходы. Ведущей тенденцией стало обращение к методам и объяснительным схемам естественных наук, что было, однако, не возвращением к старому позитивизму, а попыткой восприятия достижений новых когнитивных исследований.

Ключевые слова: современные теории религии, постмодернистская критика, когнитивные исследования.

Марианна Шахнович. Когнитивная наука и исследования религии

В статье рассматриваются основные проблемы современного когнитивного религиоведения, показывается, что исследователи в рамках этого направления, опираясь на натурализм и эволюционизм, рассматривают религию как особую форму познавательной деятельности и связывают проблемы генезиса религии с общими вопросами происхождения сознания и выявления специфики его ранних форм.

Ключевые слова: когнитивная наука, эволюционизм, натурализм, религия, ритуал, контринтуитивные репрезентации, сверхъестественные существа.

Ольга Михельсон. Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии

Статья посвящена вопросам исследования религии в современной эволюционной психологии. В статье рассматриваются концепции социобиологии Э. Уилсона, выделившего три вида отбора, действующего в религии: ≪церковный отбор≫, экологический отбор и генетический отбор; ≪коэволюционизм≫ культуры и генов П. Ричардсона и Р. Бойда; ≪мемов≫ и религии как ≪побочного продукта эволюции≫ Р. Докинза. Поскольку эволюционная психология выдвигает ряд спорных идей при исследовании причин возникновения и особенностей функционирования религии, в статье приводятся основные положения научной дискуссии вокруг этих теорий и их критики. Эволюционная психология не свободна от ряда значительных и пока не разрешенных концептуальных проблем: дискуссия о вопросах групповой селекции; проблемы наследственных и культурно обусловленных составляющих религиозности; вопросы наличия ≪религиозных генов≫; теория религии как ≪побочного продукта≫ эволюции и т. д. Среди явных затруднений эволюционной психологии можно указать и недостаточность верификации ее концепций, в том числе эмпирическими данными. Тем не менее, благодаря эволюционной психологии исследователи религии могут взглянуть на классические вопросы о происхождении религии, причинах ее распространенности, многообразии ее форм, на общности многих ключевых моментов, функции религиозности и т. д. под принципиально иным углом и привнести в религиоведческий инструментарий естественнонаучную методологию.

Ключевые слова: эволюционная психология, религия как ≪побочный продукт эволюции≫, мемы, репликаторы.

Армин Гирц. Новые атеистические подходы в когнитивной науке о религии

Статья посвящена критическому рассмотрению идей ≪новых атеистов≫ на примере двух ключевых работ двух ведущих представителей данного течения: Дэниэла Деннета и Ричарда Докинза. Особое внимание уделяется их теориям о сущности, происхождении и развитии религии, в частности их ≪теории мемов≫. Автор сопоставляет работы ≪новых атеистов≫ с исследованиями других ученых, работающих в данной области, и заключает, что обоим авторам следовало бы лучше познакомиться с выдающимися достижениями когнитивной науки о религии. В конце работы делается вывод о том, что в виду важных умолчаний и игнорирования ряда важных тем — эволюция сознания, теории памяти, роль нарратива, развитие личности и ≪я≫, воплощенное познание, распределенный разум, химия ритуала вообще и развитие языка, — книги Докинза и Деннета при всем их безусловном интересе не могут быть признаны научной литературой, посвященной эволюции религиозных идей и поведения.

Ключевые слова: новый атеизм, Р. Докинз, Д. Деннет, когнитивная наука о религии.

Сергей Пахомов, Алексей Рахманин, Роман Светлов. Творческое наследие Евгения Торчинова и особенности его типологии религий

Со дня смерти выдающегося российского синолога и религиоведа прошло десять лет, и в данной статье осмысляется его жизненный и творческий путь, его научная методология. Уникальное место в наследии Е. А. Торчинова занимает монография ≪Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния≫ (1997). Здесь он вводит новую религиоведческую концепцию, основанную на трансперсональной психологии Ст. Грофа. Фундаментом религии и религиозного опыта выступают трансперсональные и перинатальные переживания. Концепция Е. А. Торчинова открывает широкие компаративистские перспективы. Ее автор предлагает интуитивное понимание глубинных религиозных переживаний средствами экспериментальной науки. Торчиновская схема —способ интерпретации не религии вообще, а конкретных частей религиозной традиции. Преимущества его концепции —не в безграничном, а в ограниченном, но вполне четком, ареале ее применимости. Е. А. Торчинов полагал, что его концепция приходит на смену редукционным, социологическим по существу взглядам. Большой вклад Е. А. Торчинов внес также в исследования даосизма и буддизма.

Ключевые слова: Е. Торчинов, религиоведение, трансперсональная психология, религиозный опыт, востоковедение.

Евгений Аринин. Религия как аутопойетическая система в работах Никласа Лумана Статья посвящена ряду аспектов понимания феномена религии в контексте теории ≪аутопойетических≫ систем Никласа Лумана. Религия выступает как возобновляемый ≪контроль за границей с неизвестным≫, знание ≪тайного≫. Выделяются три типологические формы религии: магико-мифологическая традиция, дихотомное деление на ≪Великую и малую традиции≫ и религиозность современного ≪дифференцированного общества≫.

Ключевые слова: Никлас Луман, концепция религии, дифференциация, аутопойетическая система.

Лариса Астахова. Интерпретативная антропология религии Клиффорда Гирца: религиозные практики как сети значений

К. Гирц, известный как основатель ≪интерпретативной антропологии≫, до сих пор остается вне религиоведческого дискурса в России. В то же время его работы интересны религиоведам не только с точки зрения методологии как образцы полевого исследования. Религия как социальный феномен

имеет концептуальное значение для понимания всех работ К. Гирца; более того, на протяжении всей его научной жизни взгляды Гирца на религию претерпевали эволюцию. В результате религия для Гирца представляется в первую очередь как сеть значений, позволяющая человеку выйти за рамки повседневной рутины и экзистенциальной ограниченности.

Ключевые слова: К. Гирц, символическая антропология, интерпретативная антропология, религия.

Анастасия Белькова. Отношения государства и церкви в теории религиозной экономики

В данной статье рассматривается проблема отношений государства и церкви с точки зрения теории религиозной экономики. В работе представлен обзор исследований, использующих экономический подход к изучению религии, в которых затрагиваются проблемы влияния государства на религиозную сферу. Рассматриваются работы А. Смита, Л. Яннакконе, Р. Старка, Р. Финке, С. Брюса, Р. Филлипса, Д. В. Олсона, М. Чавеса, Ф. С. Горски, Ф. Дж. Лечнера, Д. Канна, К. Д. Миллера, К. Хилтона, Ю. Родионовой и Ф. Денга. На основе этого теоретического материала анализируются причины и механизмы государственного регулирования религии. Расширяя возможности применения экономического подхода и используя для анализа религии экономические модели, автор приходит к следующим выводам. Во-первых, экономические причины вмешательства государства в функционирование религиозного рынка связаны с положительным социальным эффектом деятельности религиозных организаций. Религия способствует социально ориентированному поведению, религиозные организации занимаются благотворительной деятельностью, то есть эффект от работы церкви ощущает на себе не только верующий как потребитель религиозного продукта, но и общество в целом. Во-вторых, государство в такой ситуации стремится поощрять религиозные организации, однако при этом на первый план выходит вопрос о лояльности. Государство структурирует религиозный рынок, субсидируя только лояльные религиозные объединения, что позволяет контролировать расходование государственных средств. Поэтому лояльными чаще всего становятся религиозные организации традиционных конфессий, имеющие наибольший опыт взаимодействия с властью.

Ключевые слова: государство, церковь, религиозный рынок, религиозная экономика.

Джон Милбанк. Надзор за возвышенным: критика социологии религии

Настоящий текст представляет собой перевод пятой главы книги Джона Милбанка ≪Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума≫, посвященной теологической критике социологии религии. Автор анализирует понимание религии у Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Беллы, Н. Лумана, Брайана С. Тернера, а также концепции антропологов К. Гирца и М. Дуглас. Особый раздел посвящен функционализму в библейской критике и историографии истоков христианства (разбираются работы Н. Готвальда, П. Брауна и У. Микса). С точки зрения автора, ≪как „наука о возвышенном“ социология оказывается запертой в парадоксе кантовской критики метафизики, а также любых притязаний на репрезентацию абсолютного≫. Автор стремится показать, что ≪все социологии религии XX века могут быть интерпретированы как проявления светского надзора за возвышенным≫ и что они являются ≪проявлениями светской воли к власти≫.

Ключевые слова: социология религии, общество, возвышенное, библейская критика, обряды перехода, история, эволюция, функция религии.

Джон Милбанк: Христианство возродится только в том случае, если будет стараться все заново переосмыслить похристиански…

В интервью, данному нашему журналу, британский теолог и философ Джон Милбанк, один из основателей и лидеров межконфессионального христианского интеллектуального движения ≪радикальная ортодоксия≫, рассказывает о своем формировании, об авторах, которые оказали влияние на его мышление, а также об основных идеях указанного теологического направления и его перекличках с русской религиозной мыслью. Он затрагивает вопросы о современном соотношении религиозное / светское и о месте теологии и христианской апологетики в нынешней постсекулярной ситуации. Милбанк также сообщает о том, что в настоящее время работает над развитием идей, содержащихся в его работе ≪Теология и социальная теория≫ (1990). В конце 2013 года должна выйти первая книга, которая станет продолжением этого исследования (≪По ту сторону секулярного порядка≫ [Beyond Secular Order]), за которой последует второй том (≪Репрезентация бытия и репрезентация народа≫ [TheRepresenationofBeingandthe

Representation of the People]), к работе над которым автор приступает в настоящее время.

Ключевые слова: христианство, секулярность, радикальная ортодоксия, постмодернизм, богословие, русская мысль, православие.

Роланд Боер: Различать негативное и позитивное в религии…

В интервью одного из редакторов нового журнала международного издательского дома SAGE (≪Журнал критического исследования религии≫) идет речь об исследовательской установке и редакционной политике издания. Название отсылает к традиции Франкфуртской школы с ее попытками вписать марксизм, психоанализ и феминизм в контекст эмпирических социальных исследований, но включает в себя также целый ансамбль направлений, в том числе постколониализм, постструктурализм, гендерные исследования. Редакция ориентирована на исследовательскую процедуру, призванную определить, какие элементы религии ≪ущербны≫ или могут нанести вред, а какие способствуют общественному прогрессу, то есть полноценному человеческому общению и улучшению условий жизни для большинства людей.

Ключевые слова: религия, религиоведение, социальная проблематика, идеология, прогресс, Франкфуртская школа, критическая теория.

Малиа Малик. Правовые режимы меньшинств: адаптация религиозного права в западных демократиях

Статья утверждает, что западные демократии, подобные Великобритании, стоят перед необходимостью учитывать права и потребности меньшинств, этнических и религиозных, и, в частности, признавать некоторые правовые традиции, которые соответствуют их культуре и религиозной вере.

Но демократии также обязаны защищать тех граждан, которые составляют ≪меньшинство внутри меньшинств≫ и вынужденно находятся под давлением со стороны своих социальных групп.

Ключевые слова: религия и право, правовой плюрализм, религиозные меньшинства, демократия.

 

About the Journal

State , Religion and Church in Russia and Worldwide

# 3(31) 2013

Established in 1968.

Academic peer-reviewed journal devoted to the interdisciplinary scientific study of religion.

The journal is published quarterly under the aegis of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Address: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Editorial office of the journal “State, Religion and Church in Russia and Worldwide”

84, Vernadskogo pr.

119606 Moscow. Russia

E-mail: religion@rane.ru

Web-site: www.religion.rane.ru/?q=en

Editor-in-Chief: Dmitry Uzlaner

Editorial Staff: Alexander Agadjanian, Alexander Kyrlezhev, Christopher Stroop

Editorial Board: Alexey Appolonov, Alexey Beglov, Vladimir Bobrovnikov, Olga Vasil’eva, Galina Vdovina, Alexander Verkhovsky, Victor Garadja, Ivan Davydov, Remir Lopatkin, Roman Lunkin, Vladimir Malyavin, Alexander Pavlov, Alexander Panchenko, Evgeniy Rashkovsky, Roman Svetlov, † Yulia Sinelina, Mikhail Smirnov, Elena Tokareva, Marianna Shachnovich, Alexey Yudin.

International Council: Peter Berger (USA), Mirko Blagojević(Serbia), Thomas Bremer (Germany), Rajeev Bhargava (India), Jean-Paul Willaime (France), Grace Davie (UK), Viktor Yelensky (Ukraine), Ronald Inglehart (USA), Vasilios Makrides (Germany), David Martin (UK), Adrian Pubst (UK), Massimo Rosati (Italy), Kathy Rousselet (France), Jonathan Sutton (UK), Euguenia Fediakova (Chile), Alexander Filonenko (Ukraine), Evert van der Zveerde (Netherlands), David Chidester (South Africa), Kristina Stoeckl (Austria), Mikhail Epstein (USA).__

Архив журнала
№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба