Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » г№3, 2021
Дмитрий Антонов
директор, ведущий научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья
и Нового времени РГГУ; профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ;
старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики
ШАГИ ИОН РАНХиГС (Москва, Россия)
antonov-dmitriy@list.ru
ПОДБОРКА статей, предлагаемая читателю, посвящена контактным способам взаимодействия с реликвиями в христианских традициях. Однако речь пойдет не только о физическом контакте. Мы рассматриваем широкий спектр практик, который основан на представлении о благодати, невидимо источаемой святыней, будь то тело праведника (мощи или фрагмент мощей), его визуальный образ или брандеа — предмет, контактировавший с первичной, «материнской» святыней. О реликвиях и о тактильных способах взаимодействия с ними в разных культурах в последние годы было написано немало. Как справедливо отмечал Стивен Хупер, само понятие «реликвия» не имеет четких определений — в работах культурных антропологов, историков и религиоведов оно трактуется с несколько разных позиций. При этом, какие бы материальные объекты не оказывались в фокусе внимания, многие авторы склонны отделять «реликвии» от визуальных образов, рассматривая изображения как репрезентацию сакрального, но не святое в собственном смысле слова.