Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » г№3, 2021
Ольга Тогоева
ведущий научный сотрудник
Института всеобщей истории РАН (Москва, Россия)
togoeva@yandex.ru
ТАКИМИ словами Филипп де Коммин, советник Людовика XI (1423–1483), описывал в «Мемуарах» последние годы жизни своего короля, который вошел в историю не только как дальновидный, осторожный и хитрый политик, не только как покровитель наук и один из самых образованных людей своего времени, но и как чрезвычайно набожный человек. Несмотря на напряженные отношения с папским престолом в период его правления2, Людовик XI был известен современникам своей искренней верой, склонностью к провиденциализму, вниманием к чудесам и пророчествам3. Более того, галликанская идея о Франции как избранном свыше королевстве, управляемом «христианнейшим» королем, давала монарху основания практически открыто противостоять понтифику4. Полагая, что благочестие — лучший способ преуспеть в жизни, Людовик совершал многочисленные паломничества по всей стране (одной из целей которых, тем не менее, оставался личный надзор за подданными и ближайшими соседями), строил новые часовни, заказывал мессы и делал богатые пожертвования церкви.