Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » г№3, 2021
Дмитрий Антонов
директор, ведущий научный сотрудник Центра визуальных
исследований Средневековья и Нового времени РГГУ;
профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ;
старший научный сотрудник Лаборатории теоретической
фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС (Москва, Россия)
antonov-dmitriy@list.ru
Дмитрий Доронин
научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики
ШАГИ ИОН РАНХиГС (Москва, Россия)
demetra2@mail.ru
С1990-х гг. в православных церквях Украины, России, Беларуси, а также стран Балтии и Израиля начинается волна событий, которые чаще всего интерпретируются прихожанами и клиром как чудо, проявление благодати, излучаемой одним из храмовых образов. Речь идет о массовом обнаружении отпечатков икон на стеклах киотов. Как правило, отпечатки оказываются монохромными, негативными или позитивными; под определенным углом зрения они хорошо различимы. Реакция на появление таких нерукотворных образов неоднозначна среди клириков и прихожан, однако в большинстве случаев (среди известных нам) их воспринимают как брандеа, контактную святыню, полагая, что сила, исходящая от святого через его икону, чудесным образом формирует новый образ на стекле. Вокруг некоторых икон и их отпечатков сформировался устойчивый культ, который включает различные паломнические практики, путешествия самих чудотворных образов по городам и их использование в рамках оградительных крестных ходов (или облётов).