Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » г№3, 2021
Елена Воронцова
старший научный сотрудник исторического факультета МГУ;
старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета (Москва, Россия)
lendail@yandex.ru
Валерия Елагина
сотрудник исследовательского семинара «Социология религии»
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Россия)
valeria.nagibova@gmail.com
ЦЕЛЬЮ данной работы является анализ набора практик и порождающих их механизмов, реализовывавшихся в 1950-е гг. в одном из аграрных центров советской России. Распространение этих практик среди сельских жителей стало поводом к появлению серии уголовных дел и имело ряд других практических следствий, отразившихся на современном социальном ландшафте Тамбовской области. Мы имеем в виду в первую очередь сложившееся к настоящему времени религиозное почитание могил двух основных фигурантов рассматриваемого уголовного дела, а также широкий круг быличек и историй о событиях и героях того времени. Мы предполагаем, что в основе порождающих исследуемые практики механизмов лежит специфический локальный обиход. Вводя понятие «локального обихода», мы опираемся на традицию осмысления габитуса в духе Бурдье1, развитую в работах В. Голофаста2 через термин «обиход» как источник прочных приобретенных предрасположенностей, порождающих практики и представления.