Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2019
Бурятские буддисты, которые составляли большую часть буддийского населения бывшей Российской империи, не остались в стороне от революционных событий. Светский сегмент бурятского общества рассматривал падение монархии как возможность избавиться от колониального наследия, в том числе и от дискриминации их религии. Однако уже в 1918 году расхождение во взглядах светской и клерикальной частей бурятского общества становится очевидным. Если бурятские националисты сохраняли враждебное отношение к идее Реставрации, официальные буддийские круги поддерживали адмирала Колчака, а некоторые ламы консолидировались вокруг идеи буддийской теократии. После того как советский режим упрочился в Забайкалье, часть буддийского монашества, так называемые обновленцы, под предводительством Агвана Доржиева, предприняла попытку найти компромисс с большевиками. Эти попытки закончились полным разгромом организованной буддийской общины в конце 1930-х гг.