Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2015

Мария Каспина
Народный иудаизм: варианты религиозных практик (по материалам экспедиций к евреям Украины и Молдавии, 2004–2011)

Folk Judaism: Variations of Religious Practices among the Jews of Ukraine and Moldova (Findings of 2004–2011)

Maria Kaspina
Museum of Jewish History in Russia;
Center for Biblical and Jewish Studies,
Russian State University for Humanities (Moscow, Russia).
kaspina@mail.ru

The article draws on the analysis of interviews with the Jews of Ukraine and Moldova, who had lived the first part of their lives following traditional Jewish ways, while the other part fell on the period of strong anti-religious pressure in the Soviet Union. As a result, several variations of what we can call “folk Judaism” emerged. One form is a forced refusal to follow the laws of Judaism and elaboration of various ways for breaking taboos. The second option is a conscious rejection of ancestral religious traditions, parcial observing as a “camouflage”, and minimal interaction with modern Orthodox Judaism. The third option is creating their own individual rules for observing selected religious commandments. Several key mechanisms of the formation of new Jewish “folk” religious practices can be identified. They are the transformation of the existing halakhic regulations with the help of a) ritual fraud; b) changes in the status of the ritual object; c) application of the laws of ritual purity to an object known to be unclean.

 

ДАННАЯ публикация основана на полевых материалах, которые были записаны в ходе экспедиций в Подолию (города Тульчин, Балта, Могилев-Подольский), на Буковину (Черновцы) и в Бессарабию (Кишинев, Сороки, Бельцы, Бричаны, Хотин, Новоселица). Выбор Подолии, Бессарабии и города Черновцы в качестве места проведения экспедиций объясняется тем, что в этих регионах до наших дней сохранилась часть старожильческого еврейского населения, носителей аутентичной этнокультурной и языковой традиции. Во время Второй мировой войны евреи из этих регионов оказались под румынской оккупацией (так называемое Губернаторство Транснистрия, 1941–1944) или были депортированы туда. Несмотря на то что румынские оккупационные власти уничтожили евреев в нескольких городах, а население остальных загнали в гетто и концентрационные лагеря, значительная часть еврейского населения пережила оккупацию. Таким образом, после войны юго-запад Винницкой, северо-запад Одесской областей Украины, Черновицкая область, а также Молдавия оказались одними из немногих регионов, где сохранились «этнографические» еврейские общины. При этом евреи Бессарабии до 1940 года проживали на территориях, входивших в состав Румынии. Разговаривая с такими информантами, которые родились в 1920–1930-х годах, мы можем зафиксировать уникальные воспоминания о досоветской еврейской традиционной культуре, где еще не была разрушена система традиционного еврейского образования, соблюдались религиозные предписания и обычаи, действовали синагоги и хедеры. До начала войны нашим собеседникам было по 10 — 15 лет, и они успели застать ту восточноевропейскую еврейскую традицию, о которой их сверстники, живущие на территории Советского Союза, уже слышали только от старших родственников. Интервью с евреями, прожившими часть жизни в условиях существования традиционного еврейского уклада, а часть — в условиях активного государственного неприятия любых проявлений религиозных традиций, представляют собой уникальный материал для изучения народной религиозности в повседневной жизни евреев.



Другие статьи автора: Каспина Мария

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба