Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2015

Галина Зеленина
Портрет на стене и шпроты на хлебе: московские евреи между двумя «сектами»

A Portrait on the Wall and Sprat on the Bread: Moscow Jews between the Two “Sects”

Galina Zelenina
Center for Biblical and Jewish Studies,
Russian State University for the Humanities (Moscow).
galinazelenina@gmail.com

The article examines Jewish religious spectrum in Moscow, which in the main can be extrapolated to all of Russia. Special attention is given to the two extremes of the spectrum — ultraorthodox Chabad Lubavitch and Reform, or Progressive, movements. Based on published sources as well as interviews with people from various groups of Moscow Jewry, the research analyzes key strategies of community building and selfrepresentation of Chabad and Progressive Judaism, on the one hand, and the reception of these strategies and related practices, on the other. The study of these data allows to explicate the rapid and seemingly comprehensive success of Chabad as opposed to the failure of Reform Judaism in post-Soviet Russia, as well as some other alternatives in religious behavior of Moscow Jews including either the establishment of small communities or sticking to the Orthodox Choral synagogue albeit without regular attendance.

 

ЭПИГРАФОМ к этой статье послужит рассказ о трех эпизодах, произошедших летом 1994 года — года, когда умер седьмой и последний любавичский ребе, лидер хасидизма Хабад, и года, с которого начинается мое «включенное наблюдение» за российским Хабадом, продолжающееся — с разной степенью интенсивности — уже два десятка лет. В спорткомплексе «Олимпийский» проходит бесплатный концерт, организованный движением «Евреи за Иисуса». На концерт идут — среди прочих или даже преимущественно — московские евреи, и по дороге от метро до «Олимпийского» хабадники-ешиботники, направленные своим предусмотрительным руководством, раздают гражданам рекламки хабадных программ, в том числе летних лагерей и семинаров. Через месяц я оказываюсь на таком семинаре в Подмосковье. К этому моменту ребе уже умер, о нем много говорят, по нему много плачут, поют о нем песни, показывают видеозаписи с ним и т. д. Я интересуюсь у одной из вожатых этого семинара, дочери известного советского религиозного отказника и затем раввина одной из московских синагог, был ли ребе лидером всего мирового религиозного еврейства, признавало ли оно его таковым. Она отвечает утвердительно.



Другие статьи автора: Зеленина Галина

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба