Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2020

Татьяна Хижая
Русские иудействующие и трансильванские саббатариане: попытка сравнительного анализа

ИСТОРИЯ иудействующих знает множество различных религиозных движений, впервые расцветших еще в эпоху античности и существующих в нынешнее время. Все они уникальны и одновременно родственны друг другу. Но два из них — русские субботники и трансильванские саббатариане — обнаруживают, как мне кажется, наибольшую близость. Оба феномена, хотя и отстоящие друг от друга географически и хронологически, возникли в едином пространстве христианской Европы и в одну и ту же эпоху — раннее Новое время. Русское субботничество стало известно в XVIII в. и живо до сих пор, в то время как трансильванское иудаизантство зародилось в XVI столетии и завершило свою историю в конце XX в. Подвергнуть компаративному анализу различные аспекты этих движений — происхождение, историю, социальный состав, изменения, происходившие в них, религиозные представления и практики их представителей и другие особенности — было бы полезным как для определения места обоих течений в конфессиональной истории Европы, так и для уяснения специфики каждого из них.

 

The Russian Judaizers and the Transylvanian Sabbatarians: 
An Attempt of Comparative Analysis

Tatiana Khizhaya 
Vladimir State University named after Alexander
and Nikolay Stoletovs (Vladimir, Russia).
bobcat64@mail.ru

The paper provides the first attempt of a comparative study of the two forms of Judaizers phenomenon: the Russian Subbotnik movement and the Transylvanian Sabbatarianism. The study reveals a number of shared features in their origin, development, social makeup, religious ideas and practices as well as their relationships with the authorities. The genesis of the Transylvanian Szombatosok is directly correlated to the European Reformation, and Russian Judaizers are included in the context of the so called Protestantizing movement. Both movements were ultra-radical, spread mostly among peasants, and created similar survival strategies and identities; both experienced gradual de-Christianization and a growing impact of Judaic tradition. However, there were serious differences between the two groups: European intellectual and social elite played a key role in the genesis and early history of Transylvanian Sabbatarianism, which was, to an extent, a specific “construct” within the scope of the European religious thought of the 16th-17th centuries; in the Russian case, by contrast, the Judaizers emerged in the low social strata and had their roots in popular movements.



Другие статьи автора: Хижая Татьяна

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба