Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2, 2014
АКАДЕМИЧЕСКИЕ издания уделяют особое внимание рассмотрению особенностей исторических периодов, через которые прошла Босния и Герцеговина. В этих исследованиях конфессиональность населения предстает неизменной характеристикой, независимо от научного подхода автора и дисциплинарной ориентированности текста. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание роль, которую играли, во‑первых, конфессиональное сознание, а во‑вторых, религиозные учреждения в процессе национальной дифференциации населения Боснии и Герцеговины. К тому же развитие политических сил в различные исторические периоды делало неизбежным diferencia specifica внутри боснийско-герцеговинского общества и благодаря различным механизмам институционализации способствовало закреплению этих различий. Тот факт, что особенный ход истории Боснии и Герцеговины, в отличие, например, от соседних государств (Сербии, Хорватии и Черногории), не привел к совпадению территориальных и национальных границ, а наоборот, предполагал национальный плюрализм, конечно, не вызывает сомнений1. Анализ данного явления допускает два методологических подхода. Первый подход, объективируя конфессиональные группы, рассматривает этнические группы Боснии и Герцеговины как вещь-в‑себе2. Второй подход состоит в отказе от теоретических рамок, согласно которым этноконфессиональная мобилизация выступает ключевым механизмом политической легитимации и де-легитимации.