Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2, 2014
ЭТО исследование относится к дисциплине «антропология религии», которая в конкретном социально-историческом контексте всегда ориентирована, с одной стороны, на изучение опыта религиозности, а с другой стороны, политики в области религии. В любом случае, как показыв- ает методология антропологического исследования, эти два уровня постоянно переходят один в другой. Антропологическая деконструкция стремится пролить свет на религиозный опыт индивидов и на сопряжение этого опыта с политикой в области религии, проводимой в публичной сфере. Кроме того, обращаясь непосредственно к теме данной работы, говоря о «религиозном опыте», мы должны принять во внимание соотношение между школьной мусульманской теологией, идущей «сверху» и стремящейся к доминированию, и практиками народного ислама, идущими «снизу». Заметим, что мусульманские народные практики, как это происходит повсеместно на Балканах, взаимодействуют с народными практиками, а порой и с православным христианством. В то же время при обсуждении политики в области религии необходимо учитывать характер связи между религиозной идентичностью и прочими конструкциями социальной и национальной идентичности, то есть, в терминах М. Мосса, более широкими «Я-технологиями». Каков бы ни был подход, необходимо выявление грамматики, или метафизики традиции, которая стимулирует, мотивирует и формулирует, но также и определяет, в сочетании с другими источниками, специфические типы религиозности