Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2, 2014

Маргарита Карамихова
Cвятилище в частной собственности: источник Св. Георгия в Велико-Тырново (Болгария)

СОВРЕМЕННОЕ болгарское государство было создано в 1878 году в результате продолжительной борьбы за освобождение от Османской империи, с помощью России (русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.). Новое государство приняло подчеркнуто светскую конституцию (1879 год). Постепенно в ходе модернизации и свойственной ей секуляризации светская власть расширяла сферы своего влияния. Национальное государство систематически проводило политику по ограничению экономической и социальной мощи духовных институций, устанавливая контроль над разными сферами общественной жизни. Мусульманское вероисповедание на первый взгляд подвергалось более серьезным ограничениям со стороны современного болгарского государства, заявленного как православное. Однако внимательный анализ законодательства и его практического применения начиная с 1878 года и до наших дней показывает, что давление оказывалось и на православную церковь. Ограничение религии значительно сузило то пространство, где православие и ислам имели решающее значение. Социалистический режим (1944–1989) за приблизительно полвека своего существования использовал всю свою мощь для установления монополии на мировоззрение, систему ценностей и нормы поведения болгарских граждан. Механизмы изменения в мышлении и деятельности христиан и мусульман, которыми пользовались власти, были многообразны и в основном соответствовали идеологическим схемам социалистического блока. Как показывают результаты наших многолетних исследований, запреты и контроль не смогли стать тотальными. Так, во всех изученных нами случаях мы установили преемственность паломнической активности, в той или иной форме, и у христиан, и у мусульман. Это требует более внимательного анализа недавнего прошлого, которое сегодня часто изображается исключительно в черно-белых тонах. После коллапса тоталитарного общества (1989) в Болгарии появились возможности для адаптации неолиберальных идей и практик. После конца идеологического диктата обнаружилось, что в Болгарии ни православное христианство, ни ислам самостоятельно не способны восстановить свои структуры и каналы своего влияния. Пассивность государства в процессе формирования систем ценностей, которые бы способствовали мобилизации граждан в процессе решения социальных задач, его непоследовательная политика в отношении религии, политические спекуляции о доставшемся в наследство напряжении между христианством и исламом, а также либерализация режима путешествий и новые информационные технологии способствовали появлению новых центров влияния и развитию новых процессов.



Другие статьи автора: Карамихова Маргарита

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба