Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2, 2016
аспирант, Департамент теологии и религиоведения,
Лондонский Королевский колледж (Великобритания).
konradsiekierski@gmail.com
В ДАННОЙ работе я рассматриваю новейшую историю и настоящее положение Армянской католической церкви в постсоветских Армении и Грузии с точки зрения концепции «промежуточности» (in-betweenness). В этом подходе я следую Хоми Бхабха; последний сосредотачивает внимание на «тех моментах или процессах, которые возникают при артикуляции культурных различий [и] создают пространство для выработки стратегий самости, индивидуальной или коллективной, — стратегий, инициирующих новые признаки идентичности, новые площадки для сотрудничества и споров»1. Подобные «промежуточные пространства», как их обозначает Бхабха, в последнее время находятся в центре многих исследований. Их тематика простирается от коптов в Египте XIII в. до индейских лидеров в колониальной Мексике и до современных мусульманских и христианских меньшинств в Западной Европе и на Ближнем Востоке; и наконец — до греко-католиков в постсоциалистических странах. Последняя работа — Churches In-between: Greek Catholic Churches in Postsocialist Europe — содержит новаторские этнографические исследования по греко-католичеству, имеющему немало общих черт с армянским католицизмом не только в смысле имманентной, сущностной промежуточности, но и в смысле трудной судьбы в условиях коммунистического режима, а также спорного возрождения в постсоветское время. В этой статье я разделяю большинство исследовательских интересов с авторами вышеуказанного сборника.
The Church In-Between:
Armenian Catholics in Post-Soviet Armenia and Georgia
Konrad Siekierski —
King’s College London (Great Britain).
konradsiekierski@gmail.com
This paper examines the recent history and current situation of the Armenian Catholic Church from the vantage point of its in-betweenness. The Armenian Catholics’ liminal position in-between the particularity and exclusiveness of the Armenian Christianity and the inclusiveness and expansionism of the Roman Catholicism have created diverse, often contradictory, politics of identity construction and representation; of cultural absorption and resistance; and of belonging and alienation. The paper takes a closer look at these politics at work in formulating, negotiating, and challenging a distinct character of this strand of Christianity in post-Soviet Armenia and Georgia, where a large portion of Armenian Catholics live and where the Armenian Catholic Church came back to existence after it was banned for over six decades in the Soviet Union.