Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2014

Архимандрит Кирилл Говорун
Церковь и идеология: разделения и редукции

Archimandrite Cyril

Hovorun Church and Ideology: Divisions and Reductions Archimandrite

Cyril Hovorun —
Research Fellow at Yale University (USA).
serhiy.hovorun@yale.edu

The article explores the milestones in the relationship of religion and ideologies since the Enlightenment. Religion and ideology exercised deep impact on each other. Thus, for instance, the divide between “liberals” and “conservatives” in the Church nowadays emerged under the impact of secular ideologies. In particular, this divide reflects the American bipolar political system. The roots of this division go back to the history of theological thought. They can be traced in two anthropological models, pessimistic and optimistic, which diverge on the issue of human freedom. The ancient Christian doctrines can be also interpreted in terms of “conservative” and “liberal” proto-ideologies: for example, Arianism and Severianism could be regarded as conservative movements. Instead of setting the Church’s monopoly on any ideological trend, either conservative or liberal, the article suggests to reconcile them following the example of the modern political systems where coexistence and competition of the liberal and conservative ideologies do not lead to the system’s collapse, but contribute to their further dynamic development.

ЕСЛИ Карл Шмитт и был прав насчет того, что «все значимые понятия современной теории государства являются секуляризованными богословскими концепциями», то это приложимо прежде всего к идеологии. Идеология является секуляризованной формой богословия. Подобно последнему, она предлагает целостный взгляд на мир и имеет потенциал мобилизовать массы. В этом смысле идеология представляет собой полноценную «светскую религию» со своими «священниками», роль которых выполняют интеллектуалы2. Идеология может выступать в качестве как дополнения к религии, так и ее замещения. В любом случае идеология и религия оказывают друг на друга огромное влияние. «Идеология» была изобретена в конце XVIII века как альтернатива религии и была предназначена для осуществления влияния на сознание и поведение людей сродни религиозному. Французский философ Антуан Дестютт де Траси (1754–1836), который ввел термин «идеология» в оборот, использовал выражение les eléments d’idéologie3 в качестве приема секулярной эпистемологии. Будучи верным последователем Просвещения, де Траси мыслил идеологию как способ познания истины без «религиозной предвзятости»4. Идеология, таким образом, при самом ее создании задумывалась как альтернатива религии

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба