Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2016

Рышард Грыз
Римско-католическая церковь в Польской Народной Республике (1944/45–1989): формы сосуществования с режимом и роль идейной оппозиции
Просмотров: 419

ПОЛЬСКАЯ церковь вышла из войны c большими потерями — как среди духовенства, так и в материальном и организационном плане. Погибло почти две тысячи священников и шесть епископов. В некоторых епархиях потери превышали 40% священнослужителей. Сгорело и было разрушено около тысячи храмов. В Варшаве после подавления восстания уцелело едва ли девять из шестидесяти пяти костелов1. Холокост, изменения границ и массовые переселения людей унифицировали национальный и конфессиональный облик общества. Доля католиков возросла с 65% до более чем 90%. В то же самое время усилился авторитет Церкви и значительно ослабли антиклерикальные тенденции. Цель статьи — представить феномен Римско-католической церкви в Польше в условиях гегемонии с 1944/45 по 1989 год Польской рабочей партии (ППР) и (с 1948 г.) Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). (Временные рамки были расширены, поскольку строй «народной демократии», официально утвержденный в Конституции 1952 года, фактически внедрялся с 1944 г.) Коммунисты постоянно проводили антицерковную и антирелигиозную политику. В нее входила деятельность, направленная на дезинтеграцию церковного сообщества. Иерархи Церкви, епархиальное духовенство и монахи, принадлежавшие к различным орденам, а также католики-миряне подвергались репрессиям, притеснениям и дискриминации.

 

Catholic Church in the People’s Republic of Poland (1944/45– 1989):
Forms of Co-Existence with the Regime and the Role of Ideological Opposition

Ryszard Gryz
Professor at the Institue of History,
Jan Kochanowski University in Kielce (Poland).
ryszard.gryz@ujk.edu.pl

The article shows a unique place of the Roman Catholic Church in Poland in comparison with other Communist countries of Central- Eastern Europe. During the Second World War, the Catholic Church suffered major personal, material and organisational losses. After the war, the Polish United Workers’ Party conducted an anti-Church and anti-religious policy. Repressions, discrimination, and even murders of priests had been common. However, the communists did not succeed in the secularisation of the country, and the church retained moral authority. Although the teaching of religion in public schools were banned, the religious education was relocated to parishes. The private Catholic University of Lublin also continued its activities. The Catholic press was published despite censorship. The creation of “Solidarity” movement was followed in the 1980s by a boom in church construction. Independent oppositional subculture emerged within the Clubs of Catholic Intellectuals. The development of mass pilgrimages was breaking records at the end of the communist rule. This growing authority was partly due to efforts of cardinal Stefan Wyszyński, the Primate of Poland, and cardinal Karol Wojtyła, the Pope John Paul II. In the critical moment of change in 1989 the Church served as a mediator and the guarantor of political agreements.



Другие статьи автора: Грыз Рышард

Архив журнала
№3, 2019№1, 2019г№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба