Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2016

Кинга Секердей
Дело вкуса. Об одном разделении внутри римско-католической общины в Польше

РЕЛИГИОЗНЫЙ плюрализм в Польше многим представляется оксюмороном. В самом деле, в стране, где 95% населения считают себя католиками1, для плюрализма, казалось бы, места почти не остается. Однако помимо все-таки существующих религиозных меньшинств и неверующих, число которых трудно установить, остается еще вопрос внутреннего плюрализма внутри Католической церкви. С определенной точки зрения церковь может считаться либеральной по отношению к своим последователям, если она выступает в качестве «зонтичной» организации для многих видов деятельности, необязательно строго соответствующих вероучению. В этой статье я бы хотела исследовать проблему конкретного разделения внутри Римско-католической церкви в Польше — на «открытый» и «закрытый» католицизм. С одной стороны, мы рассмотрим сообщество людей, объединенных вокруг «Радио Мария» в Польше2, а с другой стороны — более расплывчатую категорию «либеральных» или «открытых» католиков. Я считаю, что широко признанное разделение внутри польской церкви на «открытый» и «закрытый» католицизм углубляет раскол, основанный на социальном и культурном капитале, и обеспечивает один из механизмов его социального воспроизводства.

 

A Matter of Taste. On a Certain Division
within the Roman Catholic Community in Poland

Kinga Sekerdej
Max Planck Institute for Social Anthropology
(Halle, Germany).
ksekerdej@gmail.com

This article examines a cleavage inside the Catholic Church in Poland between the followers of “open” and “closed” Catholicism. Drawing upon empirical research of “Radio Maryja” and Dominican Order activists, the author uses Pierre Bourdieu’s concepts to show that this cleavage is rooted in social (“class”) distinctions. “Open” Catholics have better education; “closed” Catholics are usually older people with elementary education. Yet these distinctions do not affect the capability of people to adapt themselves to new economic realities. Author refutes the existing myth that “closed” Catholics are passive, lacking dynamism, and relying blindly upon old patterns of behavior. Both groups show similar religious attitudes, and the difference is more about the style of their Christian faith, rather than its content. “Open” Catholics are more reflective; “closed” — more emotional. Finally, the difference is a matter of taste and aesthetical preferences, more than anything else.



Другие статьи автора: Секердей Кинга

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба