Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2014

Надежда Белякова
Религия и конструкты национальной идентичности в странах Восточной Европы в XX в.: введение в проблематику
Просмотров: 874

Religion and Сonstructs of National Identities in Eastern Europe in the 20th Century: An Introduction

Nadezda Belyakova — Researcher at Institute of World History,
Russian Academy of Science; Associate Professor,
National Research Nuclear University MEPhI (Moscow, Russia).
beliacova@mail.ru

Introducing the main theme of the issue, the paper is trying to abandon commonplaces and clichés and to emphasize the subjects that were not in focus in earlier research. The papers of this volume show local complexities in how religious factor played in the history of Eastern Europe in the twentieth century. The thesis that some confessions are more engaged in the nation-building than others, seems to be a simplification, because Catholics, Orthodox and Protestants were equally involved in the process of constructing national identity.

В КОНЦЕ XIX — начале XX в. в Восточной Европе произошли кардинальные перемены. В многоконфессиональных империях шел бурный процесс формирования наций, причем национализм окраин сталкивался с национализмом «государствообразующих» наций. Различная конфессиональная или деноминационная принадлежность служила дополнительным маркером «другого», а иногда могла стать и основанием для обвинения в нелояльности государству1. Первая мировая война послужила катализатором этнического самосознания внутри вступивших в войну империй и привела их к краху. Возникшие новые государства провозглашали себя светскими, хотя далеко не все из них законодательно закрепили отделение церкви от государства. Новые государства и церкви были вынуждены по‑новому выстраивать отношения как между собой, так и с модернизирующимся обществом. В условиях бурных перемен быстро формировались новые идеологические конструкты, которые в радикальных вариантах стремились заменить собой традиционные религии. Крайними, тоталитарными вариантами таких идеологий были нацизм и коммунизм, которые претендовали на роль новой «политической религии» и вытесняли религию из публичной сферы. Между ними, однако, существовал целый спектр новых политических или этнических образований, которые нуждались в религиозной легитимации национальной идентичности. В свою очередь, традиционные церкви должны были ответить на новые вызовы времени и включиться в новые политические процессы. В большинстве стран Восточной Европы, в отличие от СССР, церковные институты активно участвовали в общественно-политической жизни и в конструировании национальной идентичности



Другие статьи автора: Белякова Надежда

Архив журнала
го№1, 2020№3, 2019ц№4, 2019№1, 2019г№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба