Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2014

Виктор Кичера
Конструирование василианами украинской национальной идентичности на Подкарпатской Руси (1919 – 1939)

Constructing Ukrainian National Identity in the Subcarpathian Rus by the Greek Catholic Order of St. Basil (1919 – 1939)

Victor Kichera — Associate Professor of History of Ukraine,
Uzhgorod National University (Ukraine).
vkichera@ukr.net

For a long time historical Transcarpathia made part of the various countries. In a foreign cultural environment the local church developed a unique system of relations with the state, keeping intact the ritual-liturgical foundations, including Slavonic language. The article focuses on the reform of the Galician Basilians in Subcarpathian Rus, whose activity caused a collision of Ukrainian, Hungarian and Romanian nationalisms. It explores the particular ways of using the structures of the Basilian Order by the Galician monks for designing the Ukrainian identity in the region.

 

ВЕКАМИ Закарпатье находилось в составе разных государственных образований: столетиями — в составе Королевства Венгрия, короткие периоды — в Османской империи, в Австро-Венгерской монархии, а после Сен-Жерменского договора 1919 г. — в Чехословакии. В эпоху Венгрии и Австро-Венгрии территорию называли Верхним краем или Подкарпатьем, в чехословацкий период — Подкарпатская Русь. Закарпатье следует рассматривать как отдельный религиозно-культурный регион. Общение местной интеллигенции и духовенства с представителями других украинских земель в XIX — начале ХХ в. было нерегулярным и имело место преимущественно в среде интеллигенции москвофильского направления. До 1920 х гг. в этом регионе отсутствовали ясные представления об украинской идентичности. Например, культурно-просветительная организация украинофилов «Просвита» в Галиции возникла в 1868 году, а в Подкарпатскую Русь пришла только в 1920 году. Закарпатье можно считать своеобразной окраиной каждого из государств, в которые оно входило, — оригинальным фронтиром, границей, которая, по определению Фредерика Джексона Тернера, «является внешним краем волны», «цивилизующей» регион в духе доминирующей культурной среды. Культурная среда активно влияет на формирование этнической идентичности. Безусловно, старославянский язык, история, свои герои, конфессиональные особенности к середине ХХ в. составляли специфику исследуемого региона, отличающую ее от Галиции и тем более от других украинских территорий. По мнению коллектива авторов из Украинского католического университета, которые ссылаются на Николая Чубатого, в Приднепровской Украине под давлением Российской империи «прогрессивная интеллигенция была воспитана на идеях нигилизма. Религия стала для нее синонимом реакции. Вместе с царизмом революционер уничтожал религию, а вместе с ней и идеалистическое мировоззрение и этику». Галиция же конфессионально и культурно оставалась близкой к Подкарпатской Руси. Но для Греко-католической церкви в Галиции значительной проблемой оставались отношения с общеукраинским национализмом, который на Подкарпатье к началу ХХ в. рапространен не был



Другие статьи автора: Кичера Виктор

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба