Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2015

Даниэль Эрвье-Леже
В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна

Danièle Hervieu-Léger In Search of Certainties: The Paradoxes of Religiosity in Societies of High Modernity Danièle Hervieu-Léger — Professor, École des Hautes Études en Sciences Sociales (Paris). Hervieu@ehess.fr This article deals with the paradoxes of religiosity in societies of high modernity. It outlines the two basic features of «religious modernity»: first, the unpredictable diversity of individual compositions of belief, which may include elements borrowed from a wide variety of symbolic resources; and second, the weakening of organized structure of the belief systems authenticated by religious institutions. This «religious modernity» leads to a number of new phenomena: the greater the individualization of belief, the greater its degree of homogenization; the greater the homogenization of belief, the greater the migration among believers; the more individual believers migrate, the more they need «community niches».

РАЦИОНАЛЬНОЕ «расколдовывание мира» в модерных обществах не означало конца религий. Оно не привело к исчезновению потребности в вере. Именно это утверждение, которое нынче выглядит самоочевидным, тридцать лет назад положило начало своего рода теоретическому возрождению в социологии религии. Именно тогда были заложены основы пересмотра процессов секуляризации, хотя эта задача еще далека от завершения и поныне. Однако уже сейчас можно четко сформулировать один вывод: установлено, что сила религиозной веры прямо пропорциональна уровню неуверенности, который вызван скоростью перемен во всех сферах общественной жизни. В то же время мы знаем, что эта самая религиозная вера теперь все труднее вписывается в догматические рамки институциональных религий. В обществах, в которых автономия индивида была усвоена в качестве ведущего принципа, именно индивиды создают для себя, все в более независимом режиме, маленькие системы верований, вполне соответствующие их желаниям и опыту. Я предлагаю пересмотреть целый ряд элементов западной «религиозной современности» (religious modernity), намеренно выбирая только европейские примеры, которые, как мы знаем, весьма отличаются от американских. Первое обстоятельство, которое мы отчетливо наблюдаем, это огромное многообразие индивидуальных религиозных комбинаций, элементы которых почерпнуты из совершенно разных символических ресурсов. Сегодня индивиды «пишут» свои религиозные нарративы, используя понятия и символы, которые «выпали» из неких устойчивых систем смыслов, связанных с той или иной многовековой религиозной традицией. Регулярно практикующие католики, интегрированные в приходские общины, будь то французы, бельгийцы или итальянцы, заявляют о своей вере в реинкарнацию



Другие статьи автора: Эрвье-Леже Даниэль

Архив журнала
№3, 2020гос№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба