Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2015

Софья Рагозина
Об антиориенталистской социологии ислама Брайана Тёрнера

Sofya Ragozina

On Bryan S. Turner’s Anti-Orientalist Sociology of Islam

Sofya Ragozina — Lecturer, Department of Russian and World History,
Higher School of Economics (Moscow). sofyaragozina@gmail.com

The article makes an overview of the work of Bryan Stanley Turner, prominent expert on Islam and the author of an original theory as reflected in his papers recently put together in the volume called «Sociology of Islam». The crucial point of most of the chapters included in the volume is a thorough analysis of Orientalism and its implications to current Islamic Studies. Beginning with a critique of the sociology of Max Weber, which Turner believes to have created the modern false paradigm in Islamic studies, he then methodically identifies obvious and hidden forms of Orientalism, demonstrating how to try avoiding it in research. The article discusses elements of Turner’s theory showing its strengths and revealing its weaknesses

ИЗУЧЕНИЕ ислама остается остро актуальной темой. С одной стороны, это связано с такими явлениями, как радикализация политического ислама в некоторых регионах мира, а с другой — с фактическим отождествлением этих явлений с исламом как таковым. На основе сообщений СМИ о терактах, совершенных «исламистами», и о мигрантах из мусульманских стран, вытесняющих граждан принимающих государств с рынка труда, складывается в большинстве своем негативный образ ислама. Такой односторонний взгляд на проблему находит свое отражение и в академическом дискурсе. В центре внимания большого количества научных работ по исламу оказывается именно проблема радикального политического ислама, в то время как анализ легальных исламских организаций в некоторых случаях дает больше информации для понимания ситуации в той или иной стране или регионе. Иными словами, с определенной долей уверенности можно утверждать, что мы имеем дело с непониманием ислама как сложной религиозной, социально-политической и культурной системы. Причем это непонимание имеет место как на обывательском, так и зачастую на академическом уровне. Не стоит, однако, думать, будто бы абсолютно все исследования посвящены радикальному политическому исламу. Также популярными являются проблемы становления и развития исламской политической мысли, присутствует широкая палитра гендерных исследований, есть работы в области этнографии, антропологии, экономики и т. д. Проблема в том, что изучение ислама оказывается на периферии каждой из этих сфер знания, не представляя собой собственной предметной области, достаточной для выделения особого сектора в рамках каждой из них. Отсюда — неизбежная фрагментарность. Исследователь может быть специалистом высокого класса в области этнографии марокканских бедуинов, исследуя бытовые практики ислама, или же блестяще знать историю ислама как религиозного учения. Однако ни тот, ни другой не будут иметь общего представления о том, что представляет собой ислам как единая система. Проблема в том, что отсутствует некий общий методологический подход к пониманию проблем ислама.



Другие статьи автора: Рагозина Софья

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба