Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2, 2013

Аннотации

Свобода религии и современное право

Джерон Темперман. Свобода выражения и религиозные чувства в плюралистических обществах: проблема экстремальных высказываний

В рамках системы Европейской конвенции по правам человека существуют законодательства, которые поддерживают ограничения не только на язык вражды, но также на богохульство и религиозную диффамацию. Механизмы проведения в жизнь универсальных прав человека, в частности Международный пакт о гражданских и политических правах, все больше направлены в сторону искоренения языка вражды (языка, который угрожает правам и свободам окружающих), тогда как формы экстремальной речи, которые не подпадают под эту категорию, должны скорее защищаться, чем преследоваться со стороны государств. Комитет по правам человека не так давно принял Замечание общего порядка (№ 34), касающееся свободы выражения, это замечание свидетельствует о дальнейшем движении в данном направлении: к отмене законов о богохульстве и диффамации и одновременно к противодействию языку вражды. В данной работе утверждается, что важно продолжать исследования правовых обоснований тех ограничений, которые предлагаются в данной сфере, и проверять, насколько они обоснованы с точки зрения прав человека — не только на бумаге, но и в реальной практике. В данной работе сводятся и сопоставляются подходы к языку вражды, практикуемые всеобщими и региональными контролирующими инстанциями, в частности Европейским судом по правам человека.
Ключевые слова: экстремальная речь, язык вражды, религиозный язык вражды, религиозная диффамация, Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека, Замечание общего порядка № 34, свобода слова, свобода выражения.

 

 

Джеймс Т. Ричардсон. Социальное конструирование правового плюрализма

Эта статья посвящена историческим условиям и социологическим факторам, которые способствуют или препятствуют развитию свободы религиозного вероисповедания. Первая совокупность таких факторов связана с характеристиками правовой и судебной систем. Другая совокупность факторов выявляет характерные черты общества и его истории, включая культурные ценности и их влияние в процессе регулирования религии. Еще одна совокупность факторов непосредственно следует из работ Дональда Блэка по социологии права и включает такие важные составляющие, как статус, «близость» и пристрастность третьей стороны, а также процедуры доказывания и представления доказательств. Наконец, работа Вильяма Чэмблиса определила диалектические процессы развития права, которые позволяют нам понять, как формируются правовые структуры, защищающие свободу вероисповедания.
Ключевые слова: диалектический процесс, Дональд Блэк, судебные системы, правовой плюрализм, правовые системы, свобода вероисповедания, шариат.

 

Марианне Хаймбах-Штайнс. Религиозная свобода и дебаты по поводу обрезания в Германии

В мае 2012 года немецкий суд в городе Кельне постановил, что обрезание маленьких мальчиков является тяжким телесным повреждением. Данное решение, затронувшее вопросы о свободе религиозной практики, идентичности и правах ребенка, подверглось в Германии осуждению со сторон иудейских и мусульманских представителей. Кроме того, оно спровоцировало обширную и неоднозначную полемику как среди политиков, так и внутри гражданского общества. В результате немецкий парламент принял закон, защитивший обрезание как религиозную практику, однако начавшаяся дискуссия скорее всего продолжится. В данной работе автор анализирует эту историю и пытается выявить ее последствия для понимания религиозной свободы.
Ключевые слова: обрезание, Германия, ислам, иудаизм, права человека, религиозная свобода. Религия и правоприменение в России: ключевые проблемы

 

Дмитрий Узланер. Дело «Пусси райот» и особенности российского постсекуляризма

Статья посвящена анализу материалов дела «Пусси райот», начавшегося после скандального «панк-молебна» музыкальной группы в Храме Христа Спасителя. Эти материалы используются для иллюстрации особенностей постсекулярной ситуации в современной России. В частности, разбираются два сюжета: 1) «панк-молебен» и граница религиозное / светское; 2) «панк-молебен» и постсекулярные гибриды. При этом подчеркивается, что постсекуляризм не подчинен какой то единой логике и что нет никакого единого постсекуляризма; вместо этого речь идет о столкновении разных нормативных моделей постсекуляризма, за каждой из которых стоят свои акторы и активисты. На материалах дела выделяются две такие модели — «провластная» и «оппозиционная».
Ключевые слова: десекуляризация, «панк-молебен», постсекулярное, постсекулярные гибриды, «Пусси райот».

 

Александр Верховский. Противодействие «религиозному экстремизму»: российское государство в поисках ответов на вызовы десекуляризации

Статья рассматривает применение российского антиэкстремистского законодательства к действиям и высказываниям, касающимся религии. Автор стремится выявить основные тенденции этого правоприменения. Статья начинается с краткого анализа возникновения самой концепции «религиозного экстремизма». Значительное место уделено прояснению механизмов действия антиэкстремистского законодательства и обоснованию тезиса, что оно не создает ясного и эффективного механизма регулирования, в том числе в том, что касается религии. Далее автор рассматривает вклад основных акторов антиэкстремистских действий в правоприменение и их мотивацию. Смешение религиозных и секулярных мотивов правоприменения не только порождает произвол, но и не способствует повышению уровня безопасности в обществе.
Ключевые слова: экстремизм, Россия, право, правоприменение, секуляризм, возбуждение ненависти.

 

Инна Загребина. От невежества к мнимому экстремизму: проблемы религиоведческой экспертизы в России

Проблема, связанная с проведением религиоведческих экспертиз на предмет признания материалов экстремистскими, стоит довольно остро в современной России. Несмотря на то что данный вид экспертизы приобретает все большую значимость, тема религиоведческой экспертизы не нашла достаточного теоретического осмысления и до сегодняшнего дня остается за рамками научных изысканий. Неисследованными остаются такие важные вопросы, как условия и специальные методы ее проведения, предмет и объект экспертизы, статус эксперта при производстве религиоведческой экспертизы и пределы применения специальных знаний и др. Данный комплекс проблем исследуется в настоящей статье.
Ключевые слова: экстремизм, дискриминация по религиозному признаку, свобода совести и свобода вероисповедания, религиоведческая экспертиза, эксперт, заключение религиоведческой экспертизы.

 

Религия на весах Европейского суда Марко Вентура. Право и религия вне национальных границ: положительное значение Европейского суда по правам человека

Статья прослеживает долгий путь Страсбургского Европейского Суда с конца 1980 х до начала 2010 х гг., в частности, логику судебных решений по религиозным конфликтам и защите религиозных свобод. Автор показывает, что главными проблемами в этой сфере было регулирование соотношения прав религиозного большинства (в некоторых случаях государственной церкви) и прав меньшинств (или индивидуумов); а также соотношение общеевропейских норм, основанных на Конвенции по правам человека, и особенностей национальных правовых систем, отражающих также национальные и культурные идентичности отдельных стран. Основываясь на разборе некоторых ключевых кейсов, автор выявляет основные тенденции в подходе Суда к «религиозным» конфликтам и ясно подчеркивает положительное значение деятельности Суда в процессе европейской интеграции
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека; свобода религии; государственная церковь; государственно-церковные отношения; европейская интеграция и свобода усмотрения; светскость.

 

Лев Левинсон. Допустимый уровень «безнравственности»: европейское право и традиционные ценности

В статье рассматриваются дела Европейского суда по правам человека, касающиеся исков, апеллирующих к статье 10 Европейской конвенции о праве на свободное выражение мнения. Автор останавливается на делах, содержащих жалобы на вмешательство государства, мотивированное защитой общегражданской нравственности, и жалобы на санкции, наложенные за богохульство и кощунство. Анализируется динамика правоприменительной практики ЕСПЧ и колебания в его стратегии (в качестве примера последнего приводится дело «Лаутси против Италии»). Автор делает вывод о том, что правовая политика Суда в рассматриваемой области является переходной, но направление этого перехода остается неясным: станет ли свобода слова во всей полноте по преимуществу защищаемой, или возобладает уступчивость усмотрению местных властей, контролирующих идейное, культурное, информационное пространство под предлогом защиты религии и нравственности?
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, свобода слова, защита нравственности, богохульство, чувства верующих, религия, традиционные ценности.

 

Александр Кырлежев. «Дело о распятиях» в Европейском суде — в постсекулярной перспективе

В статье подробно рассматривается дело о присутствии распятий в государственных школах («Лаутси и другие против Италии») в Европейском суде по правам человека, окончательное решение по которому было принято 16 февраля 2011 г., а также его предыстория. Автор сосредоточил свое внимание на логике участвовавших в данном судебном разбирательстве сторон, анализируя ее в более широком культурном и идеологическом контексте. На основе текстов постановлений ЕСПЧ по «делу Лаутси» он выявляет три позиции и соответствующие им группы акторов: жестких идейных секуляристов, представляющих проективную идеологию; мягких секуляристов, ориентированных культурологически и представляющих реактивную идеологию; и сторонников собственно религиозной идеологии, которые в нынешней постсекулярной ситуации, характеризующейся новой идеологической борьбой, блокируются с последними. Постсекулярный подход к рассматриваемому делу, имевшему большой общественный резонанс, позволяет, с точки зрения автора, говорить о кризисе традиционного европейского секуляризма, а также правосознания в области религиозно-общественных отношений.
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, право, правоприменение, религиозный символ, религия, идеология, секуляризм, постсекуляризм.

 

Паскуале Анниккино. Между «пределами усмотрения» и нейтралитетом: дело «Лаутси» и новый баланс в сфере европейской защиты свободы вероисповедания

В статье рассматривается дело «Лаутси против Италии» о правомерности наличия распятий в итальянских государственных школах, по которому ЕСПЧ принял в 2009 и в 2011 гг. два противоположных решения. Анализируя логику первого и второго составов Суда, автор сосредотачивает внимание на двух его аспектах: на доктрине пределов усмотрения и на принципе нейтралитета. По мнению автора, если в первом решении не была учтена сложившаяся практика Суда относительно пределов усмотрения, что привело к навязыванию понятия нейтралитета, то во втором решении была сделана попытка исправить недостатки аргументации, что, однако, привело к их усугублению, так как в основу решения были положены далеко не несомненные фактические и правовые соображения. Дело о распятиях обнаруживает неустойчивые и напряженные отношения между правом отдельных государств и конвенциональным европейским правом, а судебные дела, касающиеся роли религиозных символов в публичной сфере, сегодня представляют собой средство, при помощи которого европейское сообщество обретает новые черты и задается вопросом о собственной идентичности и о роли религии в формировании этой идентичности.
Ключевые слова: Европейский суд, религиозные символы, пределы усмотрения, нейтралитет, религия, идентичность.

 

Роман Силантьев: «Россия ни в чем не обязана ориентироваться на Европейский суд по правам человека»

В ответах на вопросы редакции журнала официальный представитель Русской православной церкви высказал свои соображения по ряду проблем: относительно оскорбления чувств верующих, на что, по его мнению, обязано реагировать государство через корректировку законодательств; относительно ограничения свободы самовыражения, которое необходимо, особенно если это касается публичных мероприятий; значимости решений Европейского суда по правам человека, на которые, по мнению интервьюируемого, Россия не обязана ориентироваться. В ответах также выражено мнение, что российский закон о религиозной свободе 1997 года нуждается в ужесточении, прежде всего в отношении религиозных организаций, создающих предпосылки для развития экстремизма и терроризма, и что государство имеет право отдавать предпочтение тем религиозным организациям, которые считает наиболее давними и надежными партнерами и которые объединяют значительную часть верующих.
Ключевые слова: оскорбление чувств верующих, свобода самовыражения, Европейский суд по правам человека, российское законодательство в сфере религиозной свободы, традиционные религии, экстремизм, правовой плюрализм.

 

Михаил Смирнов. Личность ученого в российской социологии религии

Статья посвящена основному содержанию научной деятельности российского социолога Юлии Юрьевны Синелиной (1972–2013). Она была известным исследователем секуляризации в России, в том числе проблем взаимоотношения современного общества и религии. Особое внимание она уделяла применению исследований по теории и методологии социологии религии к анализу религиозной ситуации в России.
Ключевые слова: Ю. Ю. Синелина, социология религии, секуляризация, религиозная ситуация.

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба