Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2015

Павел Хондзинский
Синтез опытной психологии и метафизики в духовно-академической науке второй половины XIX столетия: А.Е. Светилин и его ученики

Pavel Khondzinsky

Synthesis of Experimental Psychology and Metaphysics in

the Russian Ecclesiastical Academies of the Second Half of

the 19th Century: A.E. Svetilin and His Students

Pavel Khondzinsky — Saint Tikhon’s Orthodox University of the

Humanities (Moscow, Russia). paulum@mail.ru

The article examines the legacy of Professor Alexander Svetilin, in particular, his lectures in psychology. Psychology was one of the most popular disciplines in the ecclesiastical academies. Among Svetilin’s students were future illustrious prelates such as metropolitan Antony (Khrapovitsky) and bishop Mikhail (Gribanovsky). In his lectures Svetilin discussed only the “phenomenology of the soul” i. e. empirical psychology, but despite this narrow subject he promoted some new and perspective theological paradigms. His students follow the thesis of Svetilin that philosophy, supplemented by empirical knowledge about a human being, will come to conclusions consistent with theology. This idea contributed to the origin of theological personalism which asserts that “personal” and “natural” are independent in the human being. It is likely, that this idea was for the first time advanced by bishop Mikhail (Gribanovsky) in his “Introductory lectures”.

 

ИМЯ профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Емельяновича Светилина теперь мало кому известно даже среди специалистов; так, в солидной диссертации И. В. Цвык «Духовно-академическая философия в России XIX в.» оно не встречается вообще. Русский биографический словарь утверждает, что научные заслуги его были незначительны, и скорее он был хорошим педагогом. И. Чистович в своей монографии, посвященной истории Санкт-Петербургской академии, также уделяет Светилину буквально несколько формальных слов. Все это вполне объяснимо. Во-первых, Светилин мало печатался — известны только «Учебник логики», критический разбор «Логики» Владиславлева на страницах «Журнала Министерства народного просвещения», речь «Об умеренном материализме» в «Христианском чтении»6 и литографированные, но никогда не публиковавшиеся лекции по психологии. Во-вторых, на все наложилась душевная болезнь Александра Емельяновича, ставшая причиной не только его отставки, но и трагической смерти. И хотя его отпели и похоронили на Никольском академическом кладбище неподалеку от могилы его учителя, профессора В. Н. Карпова, понятно, что самовольная смерть бросила тень как на его личность, так и на труды. Резким контрастом ко всему сказанному звучит произнесенная в 1888 году, в годовщину смерти Светилина, речь одного из его учеников — иеромонаха Антония (Храповицкого), будущего митрополита. По его словам, покойный «преподавал две великие науки, из которых одна занимается самыми законами познания и называется наукой наук, а другая преследует важнейшую задачу познания, исследует духовный состав самого познающего».



Другие статьи автора: Хондзинский Павел

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба