Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2015

Павел Носачев
Оккультизм и романтизм как две формы «секуляризованного эзотеризма» XIX – начала XX в.

Pavel Nosachev

Occultism and Romanticism as Two Forms of “Secularized

Esotericism” of the 19th – Early 20th Centuries

Pavel Nosachev — School of Cultural Studies, Department of Human

Based upon the theories of Western researchers such as W. Hanegraaff, A. Faivre, and E. Asprem, the paper offers an analysis of the relationship between science and “Western esotericism” in the 19th and early 20th century. It discusses the theory of “secularization of Western esotericism” that led to the formation of the two new distinct forms: “romanticism” and “occultism”. The fault line that divides them was the attitude toward modern science. “Occultism” of E. Blavatsky, A. Besant, C. Leadbeater, R. Steiner, A. Saint-Yves d’Alveydre, Papus, A. Stoker, and the Society for Psychical Research, was a form of adaptation of esotericism to new scientific, positivistic worldviews and procedures. By contrast, “romanticism,” represented by the “new alchemy” and “integral traditionalism,” asserted incompatibility of esotericism and science and promoted esoteric knowledge as an irreconcilable alternative to the modern worldview.

 

ПРОБЛЕМА существования эзотерики как некоей сферы в ряду других аспектов человеческой жизни наравне с религией и наукой достаточно сложна и не имеет простого решения. С одной стороны, для современного человека может быть очевидным наличие трех способов познания мира: чистой религии, чистой науки и некоей третьей сферы, именуемой эзотерикой или оккультизмом, в равной степени притязающей быть синтезом науки и религии, но в то же время порицаемой как неистинная религия и псевдонаука. С другой стороны, в научных кругах в последнее время все чаще звучат голоса, призывающие отмежеваться от каких бы то ни было обобщающих конструктов, среди которых эзотерика является, быть может, самым противоречивым, вмещающим в себя взаимоисключающие явления. Иными словами, ряд ученых сегодня не считает эзотерику отдельным феноменом, поддающимся единой характеристике и описанию, а воспринимают ее как плод общественного и научного дискурса. При этом общепризнанным является факт существования в западной культуре так называемого «западного эзотеризма». Последний чаще всего определяется как особый культурный феномен, берущий начало в синкретизме неоплатонизма, герметизма, астрологии и каббалы эпохи Возрождения и проявляющий себя в различных формах в западной культуре (масонство, алхимия, натуральная магия и т. п.). «Западный эзотеризм», в отличие от термина «эзотерика», имеет четкие рамки и вписывается как органичный элемент в историю западной культуры. Западный эзотеризм в таком контексте должен иметь свою историю, претерпевать трансформации и вступать во взаимоотношения с религией и наукой, причем природа этих отношений будет сложной и неоднозначной, такой же сложной, как взаимоотношения науки и религии. В нашей статье мы предпримем анализ истории взаимоотношений западного эзотеризма и науки в XIX — начале XX века.



Другие статьи автора: Носачев Павел

Архив журнала
го№3, 2020г№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба