Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2015

Артем Соловьев
Архиепископ Никанор (Бровкович) о прогрессе и конце всемирной истории (предисловие к поучению архимандрита Никанора на новый 1860 год)

Artem Soloviev

Archbishop Niсanor (Brovkovich) about the Progress and the

End of World History

Artem Soloviev — Chair of Political Sciences, Sociology and Philosophy,

Bashkir Academy of Public Administration and Management (Ufa,

Russia) artstudium@yandex.ru

The paper deals with nineteenth century Russian Orthodox Archbishop Nicanor (Brovkovich) (1826–1890) and his views on social and technical progress. Sources include Nicanor’s sermon for the New Year of 1860, sermon at the blessing of the train station at Odessa in 1884, selected pages from his treatise “Positivistic Philosophy and Metaphysical Reality”, a draft of Nikanor’s Odessa sermon that is found in the archbishop’s personal archive, and other sermons and archival materials. The paper shows how Nicanor attempted to respond to the challenge of progress, discovering both meaningful and negative aspects in it.

 

ПОУЧЕНИЕ, которое предлагается далее, написано в конце 1859 года. Прозвучало оно в 1860 году в Саратове, где, еще будучи в сане архимандрита ректором Саратовской семинарии, архиеп. Никанор (Бровкович) (1826–1890) с церковного амвона удивляет местное общество критикой модных прогрессистских идей. Публикуется поучение десять лет спустя, в 1870 году, в журнале Казанской духовной академии «Православный Собеседник», когда архимандрит Никанор уже два года является ректором этой академии. На следующий год автора проповеди рукоположат во епископа Аксайского. Еще через четыре года выйдет первый том его философского трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие», в котором получат свое развитие идеи, высказанные еще в 1860 году в Саратове. Следующие два тома труда архиерея-философа будут выпущены в 1876 и в 1888 гг. На первый, а затем и на второй том последуют немногочисленные рецензии. Однако наиболее обстоятельный и конструктивный отзыв даст молодой и уже известный философ — В. С. Соловьев, что в полной мере компенсирует немногочисленность откликов на трактат. Трехтомный философский труд архиеп. Никанора — не единственное его произведение. Так, к концу 1890 года — перед самой кончиной архиепископа Никанора — в одну из одесских типографий будет сдан в набор пятый том собрания поучений, бесед, речей и воззваний известного к этому времени всей России архиерея-философа.



Другие статьи автора: Соловьев Артем

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба