Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2015
Nikolay Tsyrempilov
The Constitutional Theocracy of Lubsan-Samdan Tsydenov:
an Attempt to Establish a Buddhist State in Transbaikalia
(1918–1922)
Nikolay Tsyrempilov — Department of History of Buryatia of Buryat
State University (Ulan-Ude, Russia). tsyrempilov@gmail.com
The paper examines causes and circumstances of the establishment of a Buddhist theocratic state by Lubsan-Samdan Tsydenov, an outstanding figure of Buryat Buddhism. Drawing upon some hitherto unedited Tibetan, Mongolian and Russian sources, the paper undertakes a detailed reconstruction of the events in Siberian Transbaikalia in the period of the Russian Civil War. An analysis of the personal notes by Tsydenov and the text of the Constitution of Kudun Buddhist state shows that “Kudun theocracy” was a syncretic fusion of the traditional Buddhist understanding of the Buddhist “Dharmic state” and modernist conceptions of republicanism and constitutional democracy. The Kudun theocracy should also be interpreted as a response of the Buddhist circles to the attempts of the Buryat secular nationalists to build the Buryat statehood based upon the idea of national self-determination. The Kudun project shows that Buddhism could serve as a foundation for state-building at the age of the early 20th century Russian political crisis.
ВО ВТОРОЙ половине XVII века, когда первые буддийские ламы из Тибета и Монголии уже начали свою проповедь среди бурятских племен, Забайкалье по условиям Нерчинского договора вошло в состав Российского государства. Во многом относительно мирное принятие забайкальскими бурятами российского подданства объяснялось обещаниями представителя царской короны Федора Головина религиозной свободы бурятамбуддистам. Обещание это было сдержано, но в целом историю бурятской буддийской общины в Российском государстве нельзя назвать простой. Безуспешные попытки имперских администраторов вытеснить буддизм с территории России, предпринимавшиеся в XVIII веке и едва не приведшие к массовому исходу бурят в Монголию, сменились екатерининской политикой религиозной терпимости и утилитаризма, а в эпоху Александра I и Николая I власти, смирившись с присутствием буддизма в пределах своих границ, приняли ряд последовательных мер с целью поставить под контроль численность и ареал распространения буддийского духовенства. Еще в правление Екатерины II дела бурятских буддистов были вверены созданной для этих целей администрации во главе с Бандидо Хамбо-ламой. Буддийские первосвященники осуществляли руководство штатным буддийским духовенством и сетью монастырей. Во второй половине XIX века взаимоотношения буддийских лам с чиновниками стабилизировались, но были годы, когда они омрачались кратковременными конфликтами