Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2015
Монография Н. В. Цыремпилова посвящена важной, сложной и интересной теме, в которой переплетаются политика и религия, интересы государства и духовные потребности верующих, представителей одной из малых конфессий России (буддизма). Выбор темы следует признать весьма удачным, ибо как справедливо отмечает во введении монографии автор, «понимание законов, по которым выстраиваются взаимоотношения между имперской властью и религиозными общинами, способно прояснить многие вопросы, которыми задаются как историки, занимающиеся исследованиями природы империй, так и религиоведы, разрабатывающие проблемы формирования религиозных институтов» (с. 3). Почти трехсотлетний опыт взаимоотношений государственной власти России с буддийскими общинами нуждается в осмыслении и «суммировании», без чего, по словам автора, государству «крайне сложно выработать эффективную и оптимальную линию взаимодействия с современным буддийским миром как внутри страны, так и за ее пределами». В этом состоит несомненная актуальность исследования, особенно в свете событий постсоветского периода России, когда власти откровенно стремятся придать православию статус доминирующей «государственной» религии и ограничивают по политическим соображениям контакты бурятских и калмыцких буддистов со своим духовным главой четырнадцатым Далай-ламой, как это имело место в 1990 е и начале 2000 х гг. Работа Н. В. Цыремпилова имеет широкие хронологические рамки: ее нижняя граница — начало XVIII века, время первых государственных инициатив в сфере регулирования духовных дел бурятских буддистов; верхней границей является начало ХХ века — публикация императорского Указа об «укреплении начал веротерпимости» от 11 апреля 1905 г., положившего начало новой эпохи взаимоотношений между буддийской общиной и Российским государством.