Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2016

Александр Кырлежев
Мировое православие: типология автокефальных церквей

КОГДА говорят «православие», имея в виду христианский религиозный контекст, имплицитно речь идет о двух аспектах рассматриваемого феномена: с одной стороны, об одной из основных христианских конфессий в широком смысле (наряду с католицизмом и протестантизмом), а с другой — о сообществе или «семье» отдельных церквей, разделяющих общее вероучение и пребывающих в сакраментальном общении (communio in sacris). Эти два смысла термина указывают на два измерения православной идентичности: так сказать, религиознотеоретическое и организационно-практическое. Православие — это одна из живых, воспроизводящихся восточнохристианских традиций и одновременно конфессиональное сообщество, имеющее определенную структуру. Организационная структура Восточной Православной церкви менялась в ходе истории. В древности ее опорными точками были т.н. апостольские кафедры в крупных культурных центрах средиземноморского региона. Вселенские соборы, созываемые римскими императорами (начиная с 325 г.), обозначили единую субъектность церковного сообщества прежде всего в рамках империи, ставшей христианской. На региональном уровне образовались церковные округа, объединяющие несколько епископий во главе с митрополитом — епископом гражданского административного центра. При этом значимость древних авторитетных кафедр (ставших центрами патриархатов) лишь возросла, что выразилось в идее пентархии, то есть первенства пяти главных церковных центров, расположенных в порядке чести: Рим, Константинополь («Новый Рим»), Александрия, Антиохия, Иерусалим. После Великой схизмы 1054 г. от этого списка остались только четыре позиции, а с течением времени к нему стали добавляться новые церкви, которые обретали автокефальный статус. Так возник современный диптих — перечень церквей, составляющих всемирное православное сообщество

Orthodox Commonwealth:
A Typology of Autocephalous Churches

Alexander Kyrlezhev
Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration (RANEPA) (Moscow, Russia);
Sts. Cyril and Methodius Post-Graduate Institute;
Synodal Biblical and Theological Commission
of the Russian Orthodox Church.
kyrlezhev@gmail.com

The paper explores the relationships between the fourteen independent Eastern Orthodox churches making part of a so called diptychon — a list of churches placed in order of “honor”. These fourteen churches take part at the Pan-Orthodox Council in June 2016. The author firstly defines the current meaning of church “autocephalous” status and then creates a typology of the Orthodox ecclesiastical subjects drawing upon history, current situation, and structural features. The paper concludes that any strict typology is impossible to develop, while the differences in particular aspects would not help to represent the configuration of the entire Orthodox commonwealth. Instead, the paper develops grouping by certain paradigms: national/ transnational; anachronic/diachronic, national/imperial. Also, the paper introduces a new paradigm of a “diffused church” that overlaps with the above paradigms. The paper then deals with the distinction between the “symbolic” and the “real” aspects of church constitution and church self-perception.



Другие статьи автора: Кырлежев Александр

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба