Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2016
В ПРАВОСЛАВНОЙ экклезиологии общецерковный собор мыслится как носитель верховной власти в Православной церкви, как высшая инстанция, призванная разрешать спорные и конфликтные ситуации, возникающие между поместными церквами по всем возможным вопросам церковной жизни (догматическим, каноническим, литургическим, дисциплинарным и т.д.). Последний собор, статус которого признается всеми церквами как общецерковный, собирался в 787 году в Никее близ Константинополя. Более тысячи лет поместные церкви решали возникавшие между ними проблемы без созыва общецерковного собора, но уже в конце XIX века появились первые предложения возродить эту инстанцию верховной власти в церкви. В 1920 – 1930-е гг. по инициативе Константинопольского патриарха состоялось несколько попыток созвать представительный всеправославный форум, но все они провалились, поскольку их общецерковный статус оспаривался рядом автокефальных поместных церквей. То же самое можно сказать о попытках, предпринятых Русской православной церковью в конце 1940-х годов. Только в 1961 г. — на I Всеправославном совещании на о. Родос (Греция) — пред- ставители всех автокефальных церквей договорились начать совместную подготовку к созыву Всеправославного собора. На совещании был принят каталог, состоящий из более чем сотни тем3, которые следовало проработать в ходе предсоборного процесса и вынести на собор в виде согласованных решений, требующих лишь утверждения. В 1976 г. на I Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези (Швейцария) этот каталог был сокращен до десяти тем. Можно предположить, что порядок этих тем в новом каталоге соответствовал степени их важности на тот момент
Controversial Ecclesiological Issues of the Pan-Orthodox Council Agenda
and the Question of Sovereign Power in the Orthodox Church
Andrey Shishkov —
Sts. Cyril and Methodius Post-Graduate
Institute of the Russian Orthodox Church;
Synodal Biblical and Theological Commission
of the Russian Orthodox Church (Moscow).
andrey.v.shishkov@gmail.com
The article discusses ecclesiological issues that were included in the agenda of Pan-Orthodox Council but found no solution in the pre-conciliar debates: the Orthodox Diaspora; proclamation of autocephaly; the role of the Diptychs. The author then examines the issue of primacy in the Universal Church. All these questions can be combined and connected with the issue of the supreme or sovereign power in the Orthodox Church: its localization and mechanics for the implementation. The author examines content and essence of each issue, main approaches to their solution and attempts to reconcile them within the framework of the pre-conciliar discussions. The analysis reveals two ecclesiological models of the Orthodox Church structure and two approaches to understanding the sovereign power. These two models can be described by formulas: “first without equal” and “equal without the first”. The first model confers supreme power on Ecumenical Patriarch who is the “first in honor.” The second one insists on the fundamental equality of the autocephalous local churches and regards them as ecclesial sovereigns. The incompatibility of these models is the main cause of failure of all attempts to solve controversial issues within the pre-conciliar process.