Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2016
Константин Антонов
доктор философских наук;
заведующий кафедрой философии религии и религиозных
аспектов культуры богословского факультета
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
(Москва, Россия)
konstanturg@yandex.ru
ПРИЗНАНИЯ прекрасной души» (далее — «Признания») — VI книга знаменитого романа И.-В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795) — выдающийся образчик «психологической прозы» (Л.Я. Гинзбург) конца XVIII века. Это история религиозного самовоспитания личности, вставленная в классический роман воспитания. Гете одновременно вживается в духовный мир своей героини и конструирует этот мир в его развитии, пытаясь уловить основные закономерности становления религиозной индивидуальности. Ведя повествование от первого лица, он представляет «автобиографическое» самоописание развития своей героини с детских лет до достижения полной зрелости. Насколько воплотились в этом тексте собственные религиозные переживания и убеждения писателя? Как отразилась реальная религиозность эпохи в его произведении? Задача настоящего текста заключается в том, чтобы, обратив внимание на текст Гете как на источник по психологии религии, предложить его предварительную интерпретацию, опирающуюся на ряд подходов, разработанных на протяжении XX века в психологической науке, и на этом основании попытаться уяснить значение мысленного эксперимента великого писателя.
Religious Personality in the Modern Era in Psychological Prose:
“Confessions of a Beautiful Soul” by Goethe
Konstantin M. Antonov
Department of Philosophy of Religion and Religious Aspects
of Culture, Faculty of Theology,
St. Tikhon’s Orthodox University (Moscow, Russia).
konstanturg@yandex.ru
The article makes an attempt of psychological interpretation of “Confessions of a Beautiful Soul” — the sixth book of Goethe’s famous novel “Wilhelm Meister’s Apprenticeship”. The author examines the text of German writer in line with hermeneutical and phenomenological traditions of contemporary psychology of religion, using the ideas of L. Vygotskij (“The Psychology of Art”) and L. Ginsburg (“On the Psychological Prose”) while analyzing the artistic component of the artwork, elements of contemporary Russian developmental psychology. Questions of Goethe’s authorship and his attention to the world of religious experience of the female character of the novel are under discussion. Three main elements of psychological investigation of the novel are examined: the artistic method of Goethe; stages of formation of religious life of the character, the role of religion in the processes of socialization and individuation of her person; interaction of religious sense with other spheres, forms and functions of psychical life. The article comes up with a number of conclusions concerning patterns of personal religious life in the modern times.