Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2016

Махач Мусаев
Запрет на употребление алкоголя в Исламе: религиозные императивы и практика на примере Дагестана XVII — первой половины XIX в.

Махач Мусаев
кандидат исторических наук;
и.о. директора Института истории,
археологии и этнографии
Дагестанского научного центра РАН
(Махачкала, Россия) 
mahachmus@yandex.ru

ИЗВЕСТНО, что арабы эпохи «джахилии» знали о способах производства алкогольных напитков и любили их употреблять. Об этом свидетельствуют соответствующие аяты Корана, хадисы, южно-арабские, пальмирские, набатейские надписи, доисламская арабская поэзия, письменные сведения и др. Ибн Сида (ум. 1066) в своем «ал-Мухассас» приводит около ста арабских синонимов термина «вино», в «Винном списке» ал-Фирузабади (ум. 1415) их 357. Разнообразие номенклатуры наименований свидетельствует, что алкоголь был частью повседневной жизни и культуры арабов. Пили не только вино (хамр) — производное ягод винограда и фиников, но и другие алкогольные напитки — продукты брожения меда, фруктов, зерновых, сухофруктов и сухоягод (мизр, битʻ, губайраʼ и мн. др.). В первое время в исламе не содержалось запрета на употребление алкоголя. В одной из ранних сур Корана вино (хамр) упоминается в «положительном» контексте, как один из напитков, обещанных богобоязненным в Раю (Коран 47:15; в толкованиях данного аята отмечается, что «хамр» Рая не есть «хамр», который можно встретить на Земле, и от его употребления человек не пьянеет и не теряет рассудка), и как один из признаков милости Аллаха к человечеству (Коран 16:67). Из хадисов следует, что Хамза, дядя Пророка, и другой сподвижник, Анас ибн Малик ал-Хазраджи, хотя бы однажды находились в состоянии опьянения. В одном из священных преданий содержатся сведения, что некоторые воители за веру употребили алкоголь перед битвой при Ухуде (Сахих ал-Бухари: Китаб фард ал-хумус; Сахих ал-Бухари: Китаб ал-джихад; Сахих Муслим: Китаб ал-ашриба; и др.). Подобную информацию можно найти и в тафсирах, например у ат-Табари. В его работе упоминается об ошибках некоторых первых мусульман в ритуальной молитве, вызванных состоянием опьянения.

 

The Prohibition of Alcohol in Islam: Religious Imperatives
and Practices in the 17th — 19th Century Dagestan

Makhach A. Musaev
Institute of History,
Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific
Centre of Russian Academy of Sciences
(Makhachkala, Russia)
mahachmus@yandex.ru

Despite the well-known imperative alcohol prohibition in Islam, in their everyday lives, throughout many places and times, Muslims have been drinking alcohols. In this research, the religious prohibition and its practices are discussed in the context of the bicentennial history of Dagestan (until the final annexation by the Russian Empire). The article draws upon religious prescriptions in the works of the Shafi’i (al-Nawawi and others) and Hanafi (al-Samarqandi and others) jurists, comparing them with evidences described and analyzed by scholars, foreign travelers (Adam Olearius, Evliya Çelebi, J.A. Güldenstädt etc.), as well as local theological, legal and history works in Arabic language.



Другие статьи автора: Мусаев Махач

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба