Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2016
Виктор Шнирельман
доктор исторических наук;
главный научный сотрудник
Института этнологии и антропологии РАН
(Москва, Россия)
shnirv@mail.ru
КАК известно, апокалипсические события — это то, чего опасаются и чего в то же время с неизбежностью ожидают приверженцы эсхатологии. Когда-то американский политолог Ричард Хофштадтер отмечал у современных конспирологов апокалипсический стиль мышления. Известный исследователь конспирологии Майкл Баркан даже пишет об «импровизационном миллениализме», подчеркивая связь с одним из главных направлений современной эсхатологии. Поэтому неудивительно, что заметную долю конспирологов составляют христианские фундаменталисты, разделяющие крайне консервативные взгляды. Действительно, падение религиозности, размывание традиционной культуры, исчезновение прежней иерархии, стремление к достижению социальной справедливости на Земле, а не на Небе, мечты о человеческом единении вплоть до сплочения под флагом единой планетарной религии, — разве все это не напоминало «тайну беззакония», о которой говорилось в «Апокалипсисе»? А активное участие евреев в борьбе за демократию и в социальных революциях, — разве это не означало подготовку к приходу Антихриста? И если в революциях и социальных движениях объединялись самые различные силы, и европейские монархии рушились одна за другой, — разве в этом не обнаруживала себя «невидимая рука» или «мировая закулиса», мечтающая о достижении мирового господства?
Alexander Dugin: Building a Bridge between Eschatology and Conspiracy
Victor A. Shnirelman
Institute of Ethnology and Anthropology,
Russian Academy of Sciences
(Moscow, Russia)
shnirv@mail.ru
Alexander Dugin is well known for his ambition to marry politics with religious eschatology. The article analyzes the sources of his concepts revealing the eschatological roots of contemporary conspiracy. Dugin refers to a “world plot” and an “eternal enemy” behind it, which is directly related to the narrative of Antichrist. The author shows how and why such constructions invariably arrive to esoteric and conspiratory anti-Semitism. This ideology looks at an “occult metaphysical war” between Christianity and Judaism, and rejects the modern world for the sake of a “conservative revolution”. A special emphasis is made on the Dugin’s esoteric and geopolitical views of “sacred history”. Dugin’s methodology is based on the essentialist view of “race” and “ethnos”, ignoring empirical evidences and creating a pseudo-scholarly ground for contemporary xenophobia in the shape of a “new (cultural) racism”.