Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2016
Ми х а и л Се л е з н е в . В поисках «теологии Септуагинты»: методологические
аспекты
Одна их важнейших проблем, встающих перед нами, когда мы говорим про библейскую традицию православных церквей, — это проблема соотношения Септуагинты (греческого Ветхого Завета, на котором основаны труды Отцов церкви и православное богослужение) и еврейской Библии. Исследователи Септуагинты часто видят в ее тексте теологически мотивированную правку и, исходя из этого, пытаются реконструировать особую «теологию Септуагинты». Автор полагает, что о «теологически мотивированной правке» в Септуагинте следует говорить только тогда, когда различия еврейского и греческого текстов не могут быть объяснены иным, более простым, образом. Рассматриваются различные факторы, которые могли привести к изменению смысла текста в греческой Библии по сравнению с еврейской: изменения в еврейском тексте до перевода; изменения в понимании еврейского текста до перевода; семантические сдвиги в процессе перевода; изменения в греческом тексте после перевода; изменения в понимании греческого текста после перевода.
Ключевые слова: еврейская Библия, греческая Библия, Септуагинта, масоретский текст, текстология, перевод Библии, теология.
Константин Антонов. Религиозная личность Нового времени в психологической прозе («Признания прекрасной души» И.-В. Гете) В статье предлагается опыт психологической интерпретации «Признаний прекрасной души» — VI книги знаменитого романа И.-В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера». Автор исследует текст великого немецкого писателя, опираясь на герменевтическую и феноменологическую традиции в современной психологии религии, привлекая идеи Л.С. Выготского («Психология искусства») и Л.Я. Гинзбург («О психологической прозе») для анализа художественной составляющей произведения, используя элементы современной отечественной психологии развития. Обсуждается вопрос об авторстве Гете и его отношении к миру религиозных переживаний героини «Признаний». Выявляются три основных элемента психолого-религиозной интерпретации произведения: творческий метод Гете; стадии становления собственно религиозной жизни героини, роль религии в процессах социализации и индивидуализации ее личности; взаимодействие религиозного чувства с другими сферами, формами и функциями психической жизни. Это позволяет понять отношение этой формы религиозной жизни к другим формам духовной жизни эпохи.
Ключевые слова: Гете, психология религии, психология развития, психологическая проза, «Признания прекрасной души», религиозное чувство.
Мирослав Ясин. Психологические исследования религиозной мотивации В статье анализируется развитие теоретических подходов к вопросу религиозной мотивации: теория самоопределения, теория ожидания, теория поисковой активности и теория сакрализации. Теория самоопределения рассматривает различную степень интегрированности религии в структуру личности. Блок исследований показывает, как степень религиозности связана с психологическим благополучием и разными психологическими чертами. Теория ожидания объясняет мотивацию как оценку человеком вероятности достижения цели, исходя из собственных возможностей и ситуации. Религия предлагает собственные варианты оценки целей, контекста и шансов на успех. Теория поисковой активности рассматривает религию как попытку ответить на экзистенциальные вопросы. Поиск смысла рассматривается как основная мотивация религии. В поле этой теории хорошо раскрывается психология буквалистской и символической веры. Концепция сакрализации говорит о том, что практически любая цель может быть посвящена духовному. Религиозная мотивация не специфична, практические исследования показывают частоту тех или иных мотивов у религиозных людей. Психология мотивации дает ключ к пониманию многих личностных и социокультурных процессов, связанных с религией.
Ключе вые слова : психологические исследования религии, религиозная мотивация, теория самоопределения, сакрализация, теория ожидания, религия как поиск.
Татьяна Фолиева, Татьяна Малевич. Психология религии в XX веке: основные вехи развития
Психология религии — активно развивающееся поле междисциплинарных исследований, которое охватывает широкий спектр явлений: от формирования религиозных концептуальных систем и специфики религиозных паттернов поведения до процессов религиозной социализации и индоктринации, феноменов религиозного фундаментализма и экстремизма. В настоящей статье кратко освещаются основные этапы развития психологии религии, начиная с периода становления дисциплины вплоть до конца первой четверти XX в., излагаются ключевые идеи ведущих ученых, характеризуется современное состояние науки. История психологии религии — это история «взлетов и падений», в которой зарубежная и российская традиция четко обособлены от друг друга. Если за рубежом развитие науки шло постепенно и практически без серьёзных перерывов, а упор делался на эмпирические исследования, то история психологии религии в России связана с политическими трансформациями в стране, что привело к доминированию теоретико-исторических работ описательного характера.
Ключевые слова: психология религии, религия, религиозность, когнитивное религиоведение, история психологии религии.
Махач Мусаев. Запрет на употребление алкоголя в исламе: религиозные императивы и практика на примере Дагестана XVII — первой половины XIX вв. Общеизвестен тезис о запрете на употребление алкогольных напитков в исламе. Несмотря на существование религиозного императива, в повседневной жизни мусульмане употребляли алкоголь, что прослеживается как в исторической, так и географической перспективе. В данном исследовании религиозный запрет и его практика рассматриваются в двухвековом хронологическом разрезе на примере Дагестана (вплоть до его окончательного вхождения в состав Российской империи) — региона с господствующим шафиитским мазхабом, в рамках которого употребление алкоголя запрещено. Для общего анализа религиозных предписаний относительно употребления алкоголя используются труды шафиитских (ан-Навави и др.) и ханафитских (ас-Самарканди и др.) правоведов, но также и исследования западных востоковедов, поскольку они тезисно излагают суть проблемы и их работы более доступны для академического сообщества. В качестве источников в работе использованы описания Дагестана иноземными путешественниками (А. Олеарий, Э. Челеби, И.А. Гильденштедт и др.), а также труды местных ученых-богословов — правовые заключения и исторические сочинения (все на арабском языке): Мухаммад ал-Кудуки «Такрират фи масʼала ан-набиз»; Абу-Бакр ал-ʻАймаки «Иʻлам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз»; Нур-Мухаммад ал-Авари «Такрират»; Ахмад ар-Ругджи «Масʼала фи-л-хубз»; Назир ад-Дургили «Нузхат ал-азхан фи тараджим ʻуламаʼи Дагистан»; ‘Али ал-Гумуки (Каяев) «Тараджим ʻулама’и Дагистан».
Ключевые слова: Дагестан, алкоголь в исламе, шафиитский мазхаб, ханафитский мазхаб, хамр, набиз, ал-Кудуки, ал-Аймаки.
Ре н а т Бе кк и н . История татаро-мусульманской общины советского Петрограда–Ленинграда (1917–1991 гг.) по материалам государственных и частных фотоархивов
В статье рассматривается история мусульманской общины Петрограда–Ленинграда в советское время. Автор подробно останавливается на малоизученных аспектах данной истории, используя широкий круг источников: от устных воспоминаний до дневниковых записей. Особое место в ряд привлеченных источников занимают материалы фотоархивов, как государственных, так и частных. Они органично дополняют друг друга, позволяя взглянуть на историю мусульманской общины с точки зрения не только фотографа-хроникера, но и самих верующих. Особенностью многих снимков из частных архивов является то, что их обладатели зачастую не обладают сведениями, позволяющими пролить свет как на историю самой фотографии, так и на судьбы изображенных на ней людей. Значительное внимание в статье уделено судьбам отдельных имамов-хатибов Ленинградской Соборной мечети: Я.К. Халекова и Х.В. Махмутова. Автор анализирует специфику формирования структур формального и неформального лидерства в татаро-мусульманской общине Ленинграда. Особый интерес представляет история мусульманских общин ряда городов и других населенных пунктов Ленинградской области. Фотографии из частных архивов зачастую выступают в качестве отправной точки для изучения форм бытования ислама в рассматриваемом регионе в советское время.
Ключевые слова: Ленинградская Соборная мечеть, исем кушу, внемечетные (неофициальные) муллы, джаназа, Татарский участок Ново-Волковского кладбища, имам-хатиб.
Ирина Гарри . «Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты
В статье рассматривается взаимосвязь между «тибетским вопросом» и религиозно-политической ситуацией в Тибете. Основное внимание уделено анализу «тибетского вопроса» в широком историческом контексте, современной религиозной ситуации в Тибете и протестному движению тибетцев. Автор показывает, что существуют две диаметрально противоположные парадигмы «тибетского вопроса»: китайская и тибетская. Китайская парадигма сводит «тибетский вопрос» к проблеме статуса Далай-ламы, в то врем как тибетская — к проблеме политического статуса Тибета по отношению к китайскому государству. Китайские власти пытаются разрешить «тибетский вопрос» при помощи стратегии экономической модернизации Тибета, которую они расценивают как ключ к достижению стабильности и единства нации. Отмечая несомненные достижения экономической политики китайского правительства, автор тем не менее считает, что ставка на сугубо экономическое развитие без учета религиозно-политического фактора не оправдалась, свидетельством чего является эскалация тибетского протестного движения в форме ожесточенных самосожжений. По мнению автора, главной причиной эскалации напряженности в Тибете является патовая ситуация в сино-тибетском переговорном процессе, обострившаяся в связи с преклонным возрастом Далай-ламы. В настоящий момент перспектива прорыва во взаимоотношениях сторон не просматривается, поэтому наиболее вероятным представляется конфронтационный сценарий по старому образцу: Пекин не идет на уступки в тибетском вопросе, Дхарамсала продолжает придерживаться тактики давления на китайское правительство посредством интернационализации «тибетского вопроса».
Ключ е вые с л о в а : Тибет, Китай, тибетский вопрос, тибетский буддизм, протестное движение в Тибете, тибетские самосожжения.
Татьяна Петрова. Проекты литургической реформы в английской публицистике 1828–1833 гг.
В статье рассматриваются памфлеты и трактаты 1828–1833 гг., посвященные проектам литургической реформы Церкви Англии. Автор подробно анализирует цели, предложения и аргументацию «реформаторов». Создатели проектов стремились присоединить к государственной церкви диссентеров, а также смягчить антиклерикальные настроения в обществе. Они считали необходимым сделать литургию менее утомительной, более понятной, поучительной и политически нейтральной. Публицисты активно черпали аргументацию в истории, обращаясь к Реформации, попытке серьезного пересмотра литургии в 1689 г. «Комиссией Иерусалимского зала», опыту Епископальной церкви США. Они считали, что современная им эпоха политических реформ благоприятна и для перемен в церкви.
Ключевые слова: англиканство, Церковь Англии, «Книга общих молитв», литургия, церковная реформа, литургическая реформа.
Виктор Шнирельман. Александр Дугин: возведение моста между эсхатологией и конспирологией
Александр Дугин известен своим стремлением увязать политику с религией со ссылкой на эсхатологию. В статье анализируются источники таких построений и демонстрируются эсхатологические корни современной конспирологии. В частности, это проявляется в выстраивании образов «мирового заговора» и стоящего за ним «вековечного врага», напрямую связанного с нарративом об Антихристе. Показывается, как и почему такие рассуждения неизбежно приводят к эзотерическому и конспирологическому антисемитизму. Обсуждается идеологическая подоплека этих взглядов, представляющих историю в виде вечной «оккультной метафизической войны» между христианством и иудаизмом, что ведет к отрицанию устройства современного мира и призывам к «консервативной революции». Особое внимание уделяется методам работы Дугина, связанным с эзотерическими и геополитическими представлениями о «сакральной истории» и далеким от современного научного подхода. Такие методы, основанные на эссенциалистском понимании «расы» и «этноса», не требуют эмпирических исследований, но зато создают псевдонаучную основу для современной ксенофобии в виде «нового (культурного) расизма». Показываются присущие этим методам противоречия, которые не смущают Дугина, ибо он апеллирует к эмоциям, а не к разуму.
Ключевые слова: эсхатология, традиционализм, конспирология, геополитика, фундаментализм, евреи.
Кристина Штёкль. Постсекулярные конфликты и глобальная борьба за традиционные ценности
Текст лекции, которую д-р Кристина Штёкль (Университет Инсбрука, Австрия) прочитала в РАНХиГС 2 марта 2016 года. В ходе своего выступления она представила исследовательский проект «Постсекулярные конфликты» (2016–2021). Этот проект в области социологии религии и политической теории рассматривает конфликты, касающиеся вопросов общественной нравственности (например, присутствия религиозных символов в публичном пространстве, споров вокруг концептуализации «семьи» и «гендера»). С точки зрения автора, в современном мире подобные конфликты развертываются уже не в национальных контекстах, но принимают глобальное измерение. Как понимать эту глобальную борьбу за традиционные ценности? Для ответа на этот вопрос проект предлагает сделать два шага: (1) пересмотр политической социологии традиционалистских религиозных акторов; (2) пересмотр политической концепции нравственного конфликта. В ходе такой работы предполагается проделать тщательный анализ роли российских православных традиционалистов в «глобальной битве» за традиционные ценности.
Ключевые слова: постсекулярное, Русская православная церковь, Хабермас, религия, нормативное предпринимательство.
Грегори Фриз. «Понять церковь — значит понять народ...»
В интервью американский историк, специалист по русской истории и истории Русской церкви Грегори Фриз рассказывает о своем научном пути, о зарождении его интереса к истории Русской церкви и русского духовенства. В этой связи он вспоминает о советско-американских научных контактах 1970–1980-х гг., о тех трудностях, с которыми в тот период сталкивались зарубежные исследователи, приезжавшие в СССР. Также Г. Фриз говорит о современном состоянии русистики и истории религии в США. Останавливаясь на результатах своих изысканий, исследователь раскрывает сложную динамику взаимоотношений между светскими и церковными властями, обществом и народной религиозностью в имперский период и в наши дни. Эти отношения прошли путь от попыток дисциплинировать и «очистить» народное православие до уступок народным традициям, хотя и половинчатых. Современную религиозную ситуацию в России историк ставит в контекст глобальных тенденций в религиозной сфере, которые заключаются, в частности, в разрыве между личной верой и принадлежностью к религиозным институтам. В заключение он подчеркивает необходимость изучения религии как неотъемлемой части мировой цивилизации.
Ключевые слова: история Российской империи, история Русской православной церкви, социальная история, духовное сословие, история русской религиозности, народное православие, советско-американские научные связи, американская русистика.