Журнальный клуб Интелрос » Гуманитарные науки » №4, 2014
Галичин Виктор Александрович, кандидат философских наук, доцент,
директор Центра мониторинга человеческих ресурсов ИПЭИ Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: galichin@anx.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу современных организационных форм и моделей развития университетов. Большинство национальных систем высшего образования являются дифференцированными, разнообразие миссий, профилей, типов и моделей учебных заведений, систем финансирования и управления — ответ на появление новых функций вузов, изменение потребностей студентов, новые запросы работодателей, рост конкуренции на рынке образовательных услуг. Одним из последствий развития систем высшего образования в различных странах стало усиление неоднородности вузов, что создает серьезные проблемы для их классификации в целях организации и финансирования исследований, составления рейтингов или формирования государственной политики. Изучение ситуации в университетском секторе различных стран позволяет зафиксировать, что одним из наиболее распространенных подходов к описанию институционального многообразия является использование в качестве основания дифференциации масштабов исследовательской деятельности, что предполагает разделение учебных заведений на вузы с интенсивной исследовательской деятельностью, с менее интенсивной исследовательской деятельностью и локальные, региональные вузы. В статье рассматриваются различные подходы к классификации университетов в условиях их превращения в центры производства и передачи новых знаний, передовых технологий и инноваций. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на многочисленные попытки разделить вузы на определенные группы на основе различных критериев, в чистом виде невозможно следовать тому или иному типу учебного заведения; каждый университет должен найти свой вариант сочетания разных моделей образования и типов университетов, образовательных практик, схем финансирования и управления.
The University Sector of Higher Education: Organizational Forms and Development patterns
Viktor A. Galichin, PhD in Philosophy, Associate Professor,
Director of the Center for Monitoring Human Resources IPEI of the Russian Academy of National
Economy and State Service under the RF President. E-mail: galichin@anx.ru
Abstract. The article is devoted to the analysis of modern organizational forms and models of University development. Most of the national systems of higher education are differentiated, the variety of missions, profiles, types and models of educational institutions, financing and management systems are a response to the emergence of new functions of higher educational institutions, the changing needs of students, new requirements of employers, increasing competition on the market of educational services. One of the consequences of the development of higher education systems in different countries was the increased heterogeneity of the universities, which creates serious problems for their classification for the purposes of organization and financing of research, rankings, or formation of public policy. The study of the situation in the University sector in different countries allows to identify that one of the most common approaches to the description of institutional diversity is the use as the basis for differentiation of the scope of research that involves the division of educational institutions into universities with intensive research activities, with less intense research activity and local, regional universities. The article considers different approaches to the classification of universities in conditions of their transformation in the centers of production and transmission of new knowledge, advanced technologies and innovation. The analysis shows that, despite numerous attempts to divide universities into specific groups on the basis of various criteria, in its pure form it is impossible to follow one or another type of institution; each University should find its option in a combination of many different models of education and types of universities, educational practices, financing and management schemes.