Журнальный клуб Интелрос » Индекс » №30, 2009
И. Маркелов – правозащитник
«Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование». Ст. 89 Конституции РФ (курсив автора).
Сотник Сергей Александрович, петербургский спортсмен-волейболист и плотник, сообщил, что суд первой инстанции вынес решение по его делу: Сергей ударил сотрудника милиции и нанес ему нетяжкие телесные повреждения, однако освободил Сергея от уголовной ответственности и направил в психиатрический стационар общего типа для прохождения принудительного лечения [ О деле Сотника много писали (все ссылки – по состоянию веб-сайтов на 09.12.09 г.): www.ichkeria.info: [1], [2], [3]; www.kasparov.ru: [4], [5], [6], [7] ].
По версии С.А. Сотника, суть дела такова: 28 ноября 2006 года он вечером возвращался домой из магазина с покупками. Недалеко от Невского проспекта он увидел, как один мужчина избивал ногами молодого человека, лежавшего на тротуаре. Сотник остановился и спросил, что происходит. В ответ получил грубую нецензурную брань. Затем Сергея окружили трое мужчин, надели на него наручники и стали избивать. Потом Сотника доставили в отдел милиции. Выяснилось, что мужчина, избивавший ногами молодого человека, был сотрудником правоохранительных органов. Как утверждает Сергей Сотник, сотрудники милиции решили «сфабриковать» в отношении него уголовное дело, так как опасались, что он первым подаст жалобу на их противоправные действия.
Версия представителей правоохранительных органов была иной. Якобы Сергей, находясь на Невском проспекте, нанес оскорбления оперативным сотрудникам, а сотрудника К-ва ударил ногой в область живота. Затем, находясь уже в отделе милиции, Сотник С.А. якобы нецензурно выражался в адрес сотрудников милиции, публично оскорбил представителя власти капитана милиции М-ва А.Г. и нанес ему удар ногой в область живота.
Кстати, по-моему, трудно предположить, что человек, который ударил сотрудника милиции в помещении отдела милиции, вышел бы на свободу без тяжких телесных повреждений. Но это лишь по-моему.
В январе 2006 года Сотник С.А. подал в Управление собственной безопасности жалобу на произошедшие с ним события в отделе милиции. Справедливости он не добился, наоборот, 16 февраля 2007 года старший следователь прокуратуры Центрального р-на Санкт-Петербурга Р. вынес постановление о привлечении Сотника С.А. в качестве обвиняемого по ст. 319 ч. 1, ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В качестве свидетелей по делу были привлечены сотрудники милиции и воришки (!), задержанные на Невском проспекте возле магазина. Уголовное дело в отношении Сотника С.А. было передано в Куйбышевский районный суд. В ходе судебных заседаний доказательная база рассыпалась, и тогда в ход пошла «тяжелая артиллерия». Государственный обвинитель заявил ходатайство о назначении Сотнику С.А. амбулаторной психиатрической экспертизы, мотивируя тем, что тот якобы неадекватно вел себя. Сотник С.А. никогда не имел ранее психиатрического диагноза, не получал психиатрическое лечение, на учете в психоневрологическом диспансере не состоял. Суд удовлетворил заявленное ходатайство. 14 марта 2007 года психиатрами городской психиатрической больницы № 6 было дано «заключение комиссии экспертов», что Сотнику С.А. необходимо провести стационарную экспертизу для уточнения психического состояния. 18 апреля 2007 года суд назначил первую стационарную психиатрическую экспертизу. 28 мая Сотник пришел в Куйбышевский суд для того, чтобы получить ксерокопию постановления суда о назначении стационарной психиатрической экспертизы для обжалования в порядке надзора. Как только Сотник вошел в канцелярию суда, его задержали и под конвоем судебного пристава доставили в больницу № 6. Там Сотнику сразу предложили подписать согласие на принудительное лечение, от чего он категорически отказался. Через 30 минут четыре санитара скрутили его и сделали ему какой-то укол. После укола состояние Сотника ухудшилось, появилась подавленность, головокружение, сухость во рту и вялость.
Руководство больницы обратилось в Смольненский суд Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему недобровольного лечения, мотивируя это тем, что его заболевание является тяжелым и по своему состоянию он опасен для себя и окружающих. В чем конкретно проявлялась эта опасность, представитель больницы № 6 Шестернин С.Л. так и не объяснил ни суду, ни самому Сотнику. Суд вынес решение о назначении Сотнику С.А. недобровольного лечения.
Через три недели после поступления на экспертизу Сотник был переправлен в психиатрическую больницу № 1 им. Кащенко, где находился в течение недели. Всю неделю его кололи и ставили капельницу. Главный врач больницы №1 им. Кащенко обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с заявлением о необходимости назначить Сотнику принудительную госпитализацию «на основании мнения и по направлению врача-психиатра ГПБ № 6». Суд, однако, в удовлетворении заявления отказал, и Сотника выписали. Помощник прокурора г. Гатчины подал на судебное решение кассационное представление. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда оставила решение в силе.
В течение двух месяцев Сотник был вынужден восстанавливать здоровье, у него наблюдалась слабость, неконтролируемое слюноотделение, заторможенность, потливость. При попытке к бегству из больницы № 6 он оступился на лестнице и повредил голеностопный сустав. Медицинская помощь в лечении растяжения ему не была оказана, но были увеличены дозы инъекций.
Сейчас суд первой инстанции второй раз вынес решение о направлении Сергея Сотника на принудительное лечение. Такое решение выносилось уже ранее, но кассационная инстанция отменила такое решение и направила дело на повторное рассмотрение в ином составе суда. Сегодня судьба Сотника висит на волоске... По случаям Евгения Новожилова, которого, по его словам, помещали с карательной целью в психбольницу за критические статьи о Чечне, можно судить о том, что карательная психиатрия в отношении журналистов и правозащитников существует. Евгению повезло. Как сообщило радио «Свобода», в 2009 году Е. Новожилов получил убежище в Польше. Сотник же находится под подпиской о невыезде, никуда он уехать не может... Единственная его надежда сегодня – это суд второй (кассационной) инстанции. Да, можно затем обратиться и в Страсбургский суд по правам человека. Но, если решение суда первой инстанции вступит в законную силу, Сергей будет находиться в психбольнице. А по российскому законодательству, если мнение психиатров будет соответствующим, С.А. Сотник может находиться неограниченно долго в психбольнице, просто суд будет продлевать и продлевать его нахождение там, обосновывая это мнением лечащих психиатров...
Но правозащитная общественность может помочь! Можно обратиться в Комитет по защите журналистов с просьбой публично выступить в защиту С.А. Сотника и к Президенту РФ, г-ну Дмитрию Медведеву, с просьбой о помиловании С.А. Сотника.