Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №1, 2017
Габдулла Маратович Гилязов
директор Центра повышения квалификации
работников религиозных организаций
и преподавателей мусульманских учебных заведений,
Российский исламский институт, Казань.
Роза Вагизовна Нуруллина
ведущий научный сотрудник Центра исламоведческих исследо-ваний,
Академия наук Республики Татарстан, Казань,
кандидат социологических наук
ernuru@yandex.ru
Статья посвящена актуальной для мусульман Татарстана кадровой проблеме. Несмотря на наличие в регионе достаточного количества религиозных учебных заведений, мечети и другие общественные организации все еще нуждаются в высококвалифицированных специалистах различного уровня, востребованы образовательные услуги, в том числе по переподготовке и повышению квалификации имамов. В мусульманских учебных учреждениях Татарстана (и в целом региона Поволжья) повсеместно организовываются краткосрочные курсы для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений, журналистов, работающих в мусульман-ских СМИ, и др. В Центре повышения квалификации при Российском исламском институте с учетом особенностей развития системы профессионального религиозного образования разрабатываются адаптированные учебные программы на основе анализа профессиональной деятельности, требований, предъявляемых верующими, запросов мусульманских религиозных организаций. Особый акцент делается на повышении квалификационного уровня служителей мечетей, являющихся лидерами мусульманских общин, ввиду особой значимости их деятельности для развития уммы. В статье также приводятся материалы социологического опроса, демонстрирующие спектр мнений и оценок имамов в отношении проблемы кадрового обеспечения махалля, организации курсов повышения квалификации, содержания учебных программ, путей совершенствования учебного процесса и пр. Данные могут быть использованы для оптимизации работы мусульманских учебных заведений, общественных и религиозных организаций.
Professional Retraining and Advanced Training of Imams
in Tatarstan: Social Practice, Opinions, Estimates and Points of View
Gabdulla Maratovich Gilyazov
Director of the Center for Continuing Education
for Workers of Religious Organizations
and Teachers of Muslim Educational Establishments
at the Russian Islamic Institute, Kazan.
Roza Vagizovna Nurullina
Cand. Sc. (Sociology),
Leading Researcher at the Center of Islamic Studies,
Tatarstan Academy of Sciences, Kazan.
The article is devoted to the topical staffing problem facing Muslims in Tatarstan. The region has a sufficient number of Muslim schools; nevertheless, many mosques and religious organizations lack qualified specialists of different levels. As a result, there is a demand for educational services, includ-ing retraining and advanced training. Muslim educational institutions of Tatarstan (and the entire Vol-ga region) organize short refresher courses for imams, for teachers of religious schools, Muslim jour-nalists, etc. Within the framework of the Russian religious education system, the Center of Continuing Education at the Russian Islamic Institute develops need-adapted training programs based on the anal-ysis of professional activities and taking into account the demands of believers and the requirements of Muslim religious organizations. Particular emphasis is placed on raising the qualification level of those mosque ministers who are leaders of Muslim communities, in view of the significance of their activities for the Ummah development. The article contains the materials of a poll demonstrating the range of imams’ opinions and assessments concerning the problems of mahallas’s staffing, the organi-zation of training courses, curriculum content, ways to develop the learning process and so forth. The data can be used to improve the performance of Muslim educational institutions, public and religious organizations.