ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №1, 2017

Ильшат Насыров
Формирование общего блока вопросов метафизики в каламе в IX–XII вв.
Просмотров: 141

Ильшат Рашитович Насыров
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

ilshatn60@mail.ru

В статье предпринята попытка дать картину складывания общего блока вопросов метафизики в исламской рациональной/философской теологии (калам) в IX–XII вв. Актуальность проблемы в значительной мере связана с тем, что ашаритский калам и сегодня продолжает оставаться влиятельной доктринальной школой в суннитском исламе. Используется метод историко-философской реконструкции. В статье, в контексте формирования блока вопросов метафизики в каламе рассмотрены учения видных мутазилитских теологов-мутакаллимов: Абу ал-Хузайл ал-‘Аллаф (ум. в 842), Ибрахим ан-Наззам (ум. в 846), а также представителей ашаризма, сменившего после X в. мутазилизм в качестве ведущей школы исламской теологии – ал-Аш‘ари (ум. в 936), ал-Бакиллани (ум. в 1013), ал-Джувайни (ум. в 1085). В ней приводятся доводы, согласно которым становление проблематики метафизики в рамках философской традиции мусульманской культуры следует рассматривать на путях анализа исходных мировоззрен-ческих установок, взятых из первичного для данной культуры опыта выстраивания картины универсума. Новизна результатов состоит в том, что исследование генезиса проблематики метафи-зики в каламе помогает представить ее как имманентную исламской философской традиции. Автор показывает, что мутакаллимы внесли большой вклад в рамках исламской мысли в развитие двух фундаментальных проектов метафизики в классическом аристотелевском понимании – исследование сущего и его конечных причин. Мутазилитское учение о ма‘думе (не-сущем) содержит ответ на основной вопрос аристотелевской метафизики – что есть сущее? Мутакаллимы развивали учение о возникновении мира (худус ал алам) для исследования конечных начал сущего. Деятельность мутакаллимов, направленная на разработку метафизической проблематики, оказала большое влияние на развитие арабо-мусульманской философской мысли.

 

Formation of Metaphysics in Islamic Theology in the 9th - 12th Centuries

Ilshat Rashitovich Nasyrov
Dr. Sc. (Philosophy),
Chief Research Fellow at the Institute
of Philos-ophy, RAS.

The article is an attempt to outline the formation of a cluster of metaphysical issues in the Islamic rational / philosophical theology (the Kalam) in the 9–12th centuries. The research is relevant due to the fact that the Ash’arite theological doctrine remains an influential doctrinal school in Sunni Islam. The author applies the method of historical and philosophical reconstruction. Special attention is paid to the analysis of metaphysical teachings in the Mu’tazilite and Ash’arite theological schools (notably of Mu’tazilites Abu al-Hudhayl al-Allāf (d. 842), al-Nazzām (d. 846), and most well-known represent-atives of the Ash’arite school which replaced the Mu’tazilite school in the 11th century (Abu al-Hasan al-Ash’arī (d. 936), al-Bākillānī (d. 1013) and al-Djuwaynī (d. 1085)). The author provides new evi-dence showing that the first step towards comprehending the formation of metaphysics in Islamic philosophical tradition is to analyze the basic worldviews that are typical of an experience in shaping the medieval Muslim image of the universe. It was established that the analysis of metaphysical issues genesis in the Kalam helps to regard metaphysics as immanent in Muslim philosophical tradition. An approach that the author proposes, is to assert that the Kalam (Mutakallimun) scholars made important contributions to the two main Aristotelian metaphysical projects: a study of things in existence, and a study ot the ultimate beginnings of existence. The Mu’tazilite theory of the nonexistent (ma’dūm) is an effort to provide an answer to the principal question of Aristotle’s metaphysics – what are things in existence? The Mutakallims developed an Islamic theory of the universe emergence (hudūth al-ālam) in order to investigate the ultimate beginnings of existence. In metaphysics, Muslim theologians had a profound influence on the medieval Islamic philosophical thought.



Другие статьи автора: Насыров Ильшат

Архив журнала
№1, 2017т. 7 №4, 2016т. 7 №3, 2016т. 7 №2, 2016
Журналы клуба