Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №1, 2018

Набиев Р.Н., Набиева З.Р., Миргалимова Л.М.
О следах ислама в истории Древней Руси
Просмотров: 90

Казанский юридический институт МВД России;
nabiev_bulg@mail.ru,
lilya_mirg1991@mail.ru

Концепция истории России связывает развитие русской государственности и культуры с процессом христианизации населения. Это была базовая идея русских правительств и учёных царского времени, поэтому длительный процесс формирования русского мусульманства остался без внимания большинства историков. В общественное сознание закладывается постулат о неразрывности понятий «русский» и «православный христианин». Однако это утверждение не является верным. В любой период развития России (начиная с IX в.) ислам присутствовал в Восточной Европе и оказывал влияние на русскую культуру и нацию. Объектом исследования является ислам на территории средневековой Руси, предметом же – следы в материальной культуре и нематериальном наследии славянских народов, которые можно трактовать как признаки былого существования мусульманской религии в русской культуре. Цель исследования – постановка проблемы существования ислама в Древней Руси. Для достижения этой цели комплексно изучались материалы письменных источников, языковой материал, специфический лексикон, архитектурные особенности русских храмов, данные археологии. Методология исследования включает в себя ряд общенаучных и сугубо исторических приемов и методов, применявшихся комплексно, в основном сравнительно-исторический метод. Особенностью методики авторского исследования является сопоставление сведений письменных источников с этнографическими данными русского народа. Например, нами применялись элементы лингвистической компаративистики. В статье использована концепция Североевразийской мир-системы, которая позволяет рассматривать великие державы на территории СНГ как последовательно сменяющие друг друга этапы развития евразийской государственности. При таком подходе очевидно, что отличительные особенности русской культуры и религии во многом определяются предыдущим развитием народов Восточной Европы в рамках предшествующих империй. В некоторых из них ислам получил широкое распространение. К частным результатам исследования можно отнести определённое количество русских слов семитского происхождения, часть из которых восходит к арабским. Письменные исторические источники содержат богатый и разноплановый материал, позволяющий утверждать, что в Древней Руси ислам принимался в качестве основной религии в Х веке, а мусульманские правила быта и жизнедеятельности продолжали латентно существовать многие годы после полного отказа элиты Московской державы от ислама.

 

 

R.N. Nabiev Z.R. Nabieva L.M. Mirgalimova
On the Evidence of Islam in the History of Ancient Rus 
Kazan Law Institute; nabiev_bulg@mail.ru, lilya_mirg1991@mail.ru

 

The concept of Russian history links the development of Russian nation-building and culture to the Christianization process. This was the key idea of Russian governments and Russian scholars of the czar times, which is the reason why an extended period of Russian Moslemism formation was left unconsidered by historians. The idea that the concepts ‘Russian’ and ‘Orthodox’ are inseparable is implanted in the Russian collective consciousness. However, this idea seems to be wrong. At any period of the development of Russia (since the 9th century AD), Islam was present in Eastern Europe and it influenced Russian culture and nation. The authors study Islamic religion in medieval Russia with a special emphasis on the evidence of Muslim religion in the Russian material culture and the non-material heritage of Slav peoples. Written sources, linguistic data, specific vocabulary, architectural peculiarities of Russian temples, as well as archeological data have been investigated with the combined application of a number of general scientific and purely historical methods with the comparative historical method playing a dominat role. One of the peculiarities of the research methodology applied is a comparison of written sources and ethnographic data of the Russians. The authors proceed from the concept of Nordic Eurasian world system, enabling to view the world powers in the CIS territory as successively occurring stages in the Eurasian nation-building. Under this approach, the peculiarities of the Russian culture and religion are viewed as being chiefly determined by the previous development of the peoples of Eastern Europe within the framework of preceding empires. In some of the latter Islam was widely spread. The specific result of the research is finding a number of Russian words with Semitic origins, some of them tracing their origin in Arabic. The written sources contain rich and varied data supporting the view that in Ancient Rus Islam was a dominant religion in the 10th century and the rules of Muslim life style were observed long after the Moscow elite’s complete renunciation of Islam.
Архив журнала
№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017т. 7 №4, 2016т. 7 №3, 2016т. 7 №2, 2016
Поддержите нас
Журналы клуба