Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №1, 2018
Казанский юридический институт МВД России;
nabiev_bulg@mail.ru,
lilya_mirg1991@mail.ru
Концепция истории России связывает развитие русской государственности и культуры с процессом христианизации населения. Это была базовая идея русских правительств и учёных царского времени, поэтому длительный процесс формирования русского мусульманства остался без внимания большинства историков. В общественное сознание закладывается постулат о неразрывности понятий «русский» и «православный христианин». Однако это утверждение не является верным. В любой период развития России (начиная с IX в.) ислам присутствовал в Восточной Европе и оказывал влияние на русскую культуру и нацию. Объектом исследования является ислам на территории средневековой Руси, предметом же – следы в материальной культуре и нематериальном наследии славянских народов, которые можно трактовать как признаки былого существования мусульманской религии в русской культуре. Цель исследования – постановка проблемы существования ислама в Древней Руси. Для достижения этой цели комплексно изучались материалы письменных источников, языковой материал, специфический лексикон, архитектурные особенности русских храмов, данные археологии. Методология исследования включает в себя ряд общенаучных и сугубо исторических приемов и методов, применявшихся комплексно, в основном сравнительно-исторический метод. Особенностью методики авторского исследования является сопоставление сведений письменных источников с этнографическими данными русского народа. Например, нами применялись элементы лингвистической компаративистики. В статье использована концепция Североевразийской мир-системы, которая позволяет рассматривать великие державы на территории СНГ как последовательно сменяющие друг друга этапы развития евразийской государственности. При таком подходе очевидно, что отличительные особенности русской культуры и религии во многом определяются предыдущим развитием народов Восточной Европы в рамках предшествующих империй. В некоторых из них ислам получил широкое распространение. К частным результатам исследования можно отнести определённое количество русских слов семитского происхождения, часть из которых восходит к арабским. Письменные исторические источники содержат богатый и разноплановый материал, позволяющий утверждать, что в Древней Руси ислам принимался в качестве основной религии в Х веке, а мусульманские правила быта и жизнедеятельности продолжали латентно существовать многие годы после полного отказа элиты Московской державы от ислама.