Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №2, 2017

Султанахмедова З.Г.
Специфика исламского экстремизма

Дагестанский государственный университет;
zalina_oh@mail.ru
В статье анализируются особенности исламского экстремизма как деструктивной формы социального радикализма. Представлена классификация форм экстремизма по нескольким критериям: социокультурная локализация, социальная сущность, социальная база, характер идеологии, организационная институализация. Данные критерии являются основой для характеристики общих признаков религиозного экстремизма и особенностей исламского экстремизма. По своей социальной сущности исламский экстремизм оказывается острой, но вполне закономерной реакцией исламских стран геополитической периферии на геополитическое господство и геополитическую агрессию Запада, направленную на закрепление однополярного мира, где господствует «золотой миллиард». В России исламский экстремизм также является закономерной реакцией сопротивления буржуазно-либеральной трансформации традиционных обществ, происходящей в крайне резких, неоднозначных и деструктивных формах. Идеология исламского экстремизма неоднородна. В каждом конкретном исламском социо-культурном регионе формируется своя специфическая, учитывающая и отражающая местные особенности версия исламского экстремизма. Общими чертами исламской экстремистской идеологии являются ее опора на религиозный фундаментализм, акцентуация религиозной нетерпимости, джихадизм. Организационные формы исламского экстремизма многообразны: тоталитарные секты, мусульманские общины, учебные центры исламских экстремистов, экстре-мистские террористические организации, вплоть до Исламского государства (ДАИШ), запрещенного в России. Автор приходит к выводу, что борьба с экстремизмом должна быть направлена на устранение социально-экономических, политических и духовных причин радикализации ислама в мусульманских регионах России.

 

 

 

The article analyzes the characteristics of Islamic extremism as a destructive form of social radi-calism. The author presents a classification of forms of extremism by several criteria: sociocultural localization, social essence, social base, nature of ideology, organizational institutionalization. These criteria can be applied to religious extremism in general and to Islamic extremism, in particular. In its social essence, Islamic extremism is a sharp, but a natural reaction of geopolitically peri-pheral Islamic countries to the geopolitical dominance and the geopolitical aggression of the West, aimed at consolidating a unipolar world dominated by the «golden billion». In Russia, Islamic extremism is also a natural reaction of resistance to the bourgeois-liberal transformation of traditional societies, occurring in extremely sharp, controversial and destructive forms. The ideology of Islamic extremism is variegated. Each Islamic socio-cultural region has its own specific version of Islamic extremism reflecting local characteristics. A common feature of Islamic extremist ideology is its reliance on religious fundamentalism and accentuation of religious intoler-ance, jihadism. Organizational forms of Islamic extremism are varied: totalitarian sects, Muslim communities, educational centers of Islamic extremists, extremist terrorist organization, the Islamic State (ISIS), banned in Russia. The author concludes that an effective fight against extremism should be aimed at eliminating the fundamental social, economic, political and spiritual causes of Islamic radicalization in the Muslim regions of Russia.
Архив журнала
№1, 2021№4, 2019№1, 2020№2, 2019№3, 2019№4, 2018№3, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017т. 7 №4, 2016т. 7 №3, 2016т. 7 №2, 2016
Поддержите нас
Журналы клуба