Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №3, 2017
Магомедов K.M., Саркарова Н.А.
Онтологический дискурс в исламской теологии и религии
Дагестанский государственный университет,
magomedov49@mail.ru
В статье раскрываются некоторые составляющие исламской религиозной онтологии и проводятся параллели с другими религиозными онтологиями. Особое внимание обращается на формулу религиозного креационизма, выделяются его онтологический, физический, символический и другие смыслы. Перечисляются различные варианты креационизма и исследуется специфика их проявления в исламе. Особенно подробно исследуется онтологическая концепция вуджудитов о единстве Творца и творения, являющаяся своеобразной попыткой преодоления их дуализма в классическом исламе. Указывается также, что онтологическая символика ислама требует несколько иного рассмотрения диалектики бытия и небытия, чем это принято в науке, следующей парменидовской формуле «Бытие есть, а небытия нет». При этом делается попытка преодоления крайностей классической онтологии и нигитологии меонизма в понимании соотношения бытия и небытия. Подробно исследуется также атомистическая концепция в исламе, различные варианты понимания природы атомов и их пространственно-временной метрики. Отдельным параграфом анализируется принцип детерминизма в исламе. Автор показывает, что распространенная позиция, с которой любая религия рассматривается как вариант индетерминизма, не совсем полно отражает суть религиозного мировоззрения. Особенно, если иметь в виду, что существуют различные варианты некаузального или непричинного детерминизма, на которых построена вся онтологическая конструкция исламского мировоззрения.
The article describes some of the components of Islamic religious ontology and its parallels with other religious ontologies. Special attention is paid to the formula of religious creationism. Ontological, physical, symbolic and other meanings thereof are discerned. Different versions of creationism are outlined and the specifics of their manifestations in Islam is investigated. Special attention is paid to the wujud ontological concept of the unity of Creator and creation, which can be viewed as an attempt to overcome their duality in classical Islam. It is also shown that the ontological symbols of Islam require a somewhat different consideration of the dialectics of being and nothingness, than is accepted in science following Parmenides’ formula “Being exists, nothingness does not”. The authors attempt to overcome the extremes of classical ontology and nigitology of meonizm in understanding the correlation between existence and nonexistence. The atomistic concept in Islam, different ways of understanding the nature of atoms and their spatial and temporal metrics are also considered. The principle of determinism in Islam is also discussed in a separate section. The authors demonstrate that the common standpoint from which any religion is considered as a variant of indeterminism, not quite fully reflects the essence of the religious worldview, especially if one bears in mind that there are different types of noncausal determinism, on which the whole ontological structure of the Islamic world is built.