Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » т. 7 №2, 2016

Е.И. Кононенко
Улу-джами: история, особенности, возможности
Просмотров: 349

Государственный институт искусствознания МК РФ
j_kononenko@inbox.ru

Статья посвящена особой группе культовых зданий в турецкой архитектуре. Эти памятники часто путают с пятничными мечетями и переводят название «улу-джами» просто как «большая мечеть». Между тем у данного термина есть жесткие смысловые ограничения, и его использование требовало определенного исторического контекста появления построек. Термин «улу-джами» не характеризует ни размеры зданий, ни их центральное положение в застройке, не связан с какими-либо особенностями ритуальной практики. При этом улу-джами есть далеко не в каждом городе, и не каждая историческая большая мечеть имеет право так называться. Речь должна идти о некоем особом статусе данных мечетей в ряду других мусульманских построек, и чтобы понять происхождение этого статуса, необходимо рассмотреть историю анатолийских зданий, сохранивших название Улу-джами. У этих памятников изначально была особая мемориальная функция, с течением времени «распыленная» и сейчас уже не осознаваемая на бытовом уровне.

The article deals with a specific group of religious buildings in Turkish architecture. They are often confused with jami (Friday mosques), and even their name ulu-jami is usually translated as a big mosque. However, this term has its semantic restrictions, since it was originally used within a specific historical context. Term ulu-jami implies neither the dimensions of the buildings nor their central location in site development or some peculiarities of religious practices. Moreover, not every city has an ulu-jamy and not every big mosque can be so named. One should speak about some special status of such buildings among other Muslim constructions. In order to understand the origin of this status, we need to examine the history of Anatolian buildings with the ulu-jami name. Initially, they had a special memorial function that had vanished in the course of time and is no longer recognized.

Архив журнала
№3, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017т. 7 №4, 2016т. 7 №3, 2016т. 7 №2, 2016
Поддержите нас
Журналы клуба